Главная страница Обучение Маршруты Статьи Контакты
Крути педали

Москве выгодны автомобили

Оглавление

05.04.17

Недавно велоактивисты сообщили о том, что власти города отказались от создания велосипедных дорожек в 2017 году, хотя еще в январе заявляли о планах проложить велополосы на 23 улицах столицы. Причины называются разные, начиная от "отсутствия запроса на велоинфраструктуру у горожан" и заканчивания "недовольными велодорожками автомобильных активистов". Я достаточно часто езжу на велосипеде и автомобиле, и готов высказать своё мнение по этому поводу.

Автомобилисты недовольны наличием велодорожек, которые создают пробки, лишают их бесплатных стоянок и т.п.

Во-первых, далеко не все велодорожки совмещены с проезжей частью. Велодорожка Марьино-Капотня, как и многие другие, практически никак не соприкасаются с проезжей частью и по определению не могут вызывать недовольства автомобилистов. Значит, последних раздражают не велодорожки вообще, а только те, которые размечены на проезжей части. Одним из таких примеров является велодорожка на Бульварном кольце. Лично я не понимаю, для кого она там была сделана и на месте автомобилиста также был бы недоволен. Велополосу проектировали и рисовали те, кто сам по Бульварному кольцу никогда не ездил и не представляет ситуацию с велодвижением на нём. По Бульварному кольцу в летний сезон я ездил не один десяток раз на протяжении нескольких лет и за всё то время видел хоть какое-то велодвижение по нему только во время велопарадов и нескольких групповых заездов в центр столицы. Проще говоря, на Бульварном кольце нет велодвижения, проезжая часть узкая, но её ещё более сузили никому не нужной велодорожкой.

При групповой или бездумной езде велосипедисты действительно могут мешать автомобилистам, но при текущем развитии велодвижения в столице об этом смешно говорить. По работе мне приходится иногда ездить по городу на автомобиле и наблюдать поведение других автомобилистов. Если московских автомобилистов переселить в Санкт-Петербург, то последний окажется в вечной пробке. Почему? Потому что в Москве на автомобилях не ездят, а катаются. Если же копнуть глубже, то выяснится, что и среди велосипедистов немало автомобилистов, которые, пересев на велосипед, по разным причинам забывают о правилах дорожного движения.

Отсутствие запроса на велоинфраструктуру

Велодорожка от МГУ до Парка Победы. На этом участке я встречал больше велосипедистов, чем на Бульварном кольце, но не могу сказать, что она пользуется спросом. Почему? Одна из веских причин - сложность маршрута. Из кабины летящей иномарки и в плоских презентациях кажется, что Москва расположена на сплошной равнине, но, если бы экспериментаторы-строители хотя бы раз прокатились по нему на прокатном велосипеде, то тогда бы всеми мышцами нижней части тела ощутили "крутизну" маршрута. Какова была цель его создания? Чтобы группы студентов или китайских туристов 50+ весело мчались от МГУ до Парка Победы или обратно? На это было бы любопытно посмотреть! Особенно на преодоление постоянно раскопанного участка возле мечети.

Мне нередко попадаются интервью и сообщения, в которых употребляется слово велоспорт. Создаётся впечатление, что большая часть велосипедистов в Москве занимаются велоспортом и им по силам любой маршрут.

А из Чертаново до Беляево кусок сделан для того, чтобы вспотевшим от нагрузки пересесть в метро? Лично я не хотел бы летом в час пик вдыхать ещё и аромат потных велосипедистов.

По обозначенным выше моментам получается простая и понятная картина: экспериментаторы предложили населению сложные и/или ненужные веломаршруты и отсутствие велодвижения на них объясняют отсутствием запроса на велоинфраструктуру. А в чём эта велоинфраструктура выражается? Во вкопанных трубах, называемых велопарковкой, где велосипед за 5 тыс. руб. боязно оставить из-за высокой вероятности его угона или в нарисованной велодорожке, движение по которой вызывает сложности даже у подготовленных велосипедистов? Вы, уважаемый читатель, делали запрос на такую велоинфраструктуру? Я - нет, и как опытному велосипедисту мне нужно совсем другое. Например, гарантии безопасности движения на велосипеде по дорогам, внятные туалеты, где можно безопасно оставить велосипед, закрытые и охраняемые велопарковки, места питания. За исключением МакАвто и открытой уличной торговли мне неизвестны места, где можно купить еду не выпуская велосипед из рук.

Велоактивисты правильно отмечают то, что велодорожки нужны для привлечения начинающих велосипедистов. Опытным велосипедистам наличие или отсутствие велодорожек непринципиально, так как они могут прекрасно ехать и по проезжей части, и по тротуарам, и по лесным тропам.

Положительные моменты

Многое cделано впустую, но не всё. Например, на участке от МГУ до Музеона можно наблюдать достаточно плотное велодвижение. Востребована велодорожка и в Лосином острове, и в Филёвском парке, и в Битце неплохо катаются. Но причина популярности этих мест заключается не только в появлении там велоразметки. Одни места популярны по историческим причинам, а другие стали более популярными благодаря и тому, что перед появлением разметки на них отремонтировали асфальт. Качественные дороги - вот мой запрос, а не рисунки на асфальте, велосипедные знаки и спецсветофоры!

Не все велосипедисты являеются городскими

Велоактивисты правильно отмечают тот факт, что число велосипедистов в Москве растёт. Но, поскольку, практической статистики нет, расчёты ведутся исходя из количества участников велопарадов. Но велопарады по определению не могут показать истинной картины по одной простой причине - многие велосипедисты в них не принимают участие и не ездят по городу. Соответственно, им нужны не велодорожки и велополосы, а спецтрассы и велодромы.

Заключение

Развитие велоинфраструктуры - это очень сложный и комплексный вопрос, который тесно связан и с финансами, и с политикой, и с выгодой. Если что-то делается или не делается, то на это есть причины и кому-то это выгодно. Москва в настоящем и ближайшем будущем - это город для машин и никакие громкие заявления о развитии велосипедной инфраструктуры мной всерьёз не воспринимаются. Если вам хочется кататься на велосипеде - садитесь на велосипед и катайтесь! Двадцать лет назад в Моске не было ни велодорожек, ни качественных велосипедов, ни качественных дорог, но во дворах, на бульварах, тротуарах и дорогах можно было постоянно видеть велосипедистов. А сейчас постоянно видишь пешеходов, уткнувшихся в гаджеты. Проведите опрос на тему, какой бы вы хотели получить подарок: новый айфон, новый велосипед или эквивалент в деньгах и всё с запросом на велоинфраструктуру станет понятно. А теперь поставьте себя на место городских властей. 30-50-100 тыс. велосипедистов на велопараде? А каков с них доход? Кругом идут разговоры, что велосипеды - это выгодно городу, а Москве выгодны автомобили.

Copyright © starport 2011