Главная События Маршруты Информация Контакты
Крути педали

Горный велосипед с 52 звездой в системе 1X

Оглавление

06.04.23

Что делать, если вокруг наклепали велосипедов, а ни один не устраивает? Покупать велоинструмент и вешать то, что нужно тебе. И сколько нужно? Больше 50 зубьев в 1X систему.

Система 1X – это когда впереди стоит одна звезда. Не стоит путать её с синглспидом – велосипед с одной передачей, в котором впереди одна звезда и сзади в тещотке одна звезда. Если тоже самое, но без трещотки, то это фикс, где педали вращаются всегда, когда вращается колесо. На эту тему есть зачетный фильм – “Срочная доставка”.

Многие годы, а точнее десятилетие мне говорили в веломастерских, что не делают японцы такие звёзды для горных велосипедов, покупай шоссейный. Но, слава Китаю, в прошлом году, Али подогнал 52-ю (существуют и больше для BCD 104 мм). Не отвалятся ли ноги такое вкручивать? Надеюсь, что нет, хотя пару экстремально горных звёзд в кассету я бы добавил, чтобы не пешком ходить по Крылатским холмам ;-).

Многие горняки скажут, что им хватает 44 звезды везде и всегда. А как я буду по лесам и горам ехать на 52? Пешком? Конечно, нет. Во-первых, по лесам и горам я не езжу давно. Во-вторых, мой горный велосипед уже давно затюнингован для езды по асфальту. В-третьих, мой стиль езды базируется на низких каденсах и относительном комфорте.

Можно много говорить о том, что для езды по асфальту намного лучше подходят другие типы ведосипедов, но мне, в настоящее время, нравится горный 26' на полусликах с системой 1X, которую я получил путём удаления переднего переключателя. Нагрузка на задний переключатель возросла, но это стоит того. Я давно езжу на одной звезде и демонтаж переднего переключателя был вопросом времени. Но после этого возникла проблема - цепь стала постоянно соскакивать с передней звезды при переезде через трамвайные пути и прочие помехи на дороге. Зубья звёзд в системе 3X имеют относительно невысокий профиль и скос для лучшего переключения передач. А моя ещё и сточилась до треугольников. Поэтому 52 заказал для 1X системы, что позволило избавиться от соскакивания цепи при тряске.Успокоителями цепи не пользуюсь.

И всё бы неплохо, но возникла большая засада – широкие перья у велосипеда. Больше 52 поставить невозможно (да мне и не нужно). Более того, в позицию средней звезды у меня возможно поставить только 46-ю, а 48 и больше устанавливаются только в крайнюю позицию непосредственно к лапкам системы. Это неплохо в плане надежности и уменьшения перекоса цепи при использовании маленьких звёзд в кассете, но делает недоступным 3-4 самые большие в 10-ти скоростной кассете. Досадно, но терпимо.

Большие заезды ещё впереди, но после пары разминок на 20 км могу сказать следующее – звезда на 52 после 48 меня порадовала больше, чем 48 после 42. Когда вместо 42 поставил 48, то возникло двоякое ощущение. Стало лучше, но недели две не мог привыкнуть к новым передаточным отношениям. А после установки 52 после 48 такого дискомфорта не ощущается. Малоиспользуемые звёзды в середине кассеты ещё не притёрлись и похрустывают, а притёртые рабочие ощущаются комфортно. Из-за большего диаметра 52-й угол изгиба цепи уменьшился и работа трансмиссии происходит более плавно, чем на 48.

Имеет ли смысл переходить с 48 звезды на 52? Для ответа на этот вопрос нужно учесть целый ряд моментов.

  1. Что вы собираетесь катать? Если всё - асфальт, пересеченку, леса, поля и горы, то 52 не подойдёт. Она для хорошего равнинного асфальта и гравийки. Естественно, для этого нужно ставить полуслики.

  2. Физическая подготовка и техничность езды. На общих заездах я вижу немало людей с системой 1X, у которых впереди стоит что-то типа 32, а сзади самая большая звезда чуть ли не 36. И не скажу, что даже при таком раскладе они бодро едут подъёмы. Да, первые 20-30 км по полям и лесам они жгут неплохо на двухподвесах, но через 70 км устают не меньше других. И как поедет такой велосипедист на 52, особенно с собственным весом под 100 кг?

  3. Позволят ли перья установить нужную звезду в среднее положение (в случае системы 3X) для уменьшения перекоса цепи и более полного использования кассеты? Если нет, то ставим на лапки и помним о том, что несколько самых больших звёзд в кассете будут нерабочими из-за слишком большого перекоса цепи.

  4. Для эффективного торможения роторов 160 мм недостаточно уже для скоростей на 48 звезде. Соответственно, для 52, которая позволит увеличить среднюю и максимальную скорость, их будет не хватать ещё больше. Заменить ротор не получится, но тогда нужно будет чаще менять тормозные колодки и следить за их состоянием.

  5. Возможны нюансы в работе трансмиссии. Большинство горных велосипедов c 26' колёсами и системой 3X не расcчитаны на установку таких звёзд. И может вполне получиться так, что после её установки уже не получится добиться столь же плавного и четкого переключения передач. С этим я столкнулся после установки 48 звезды. Меня это не сильно тревожит, поскольку и на советских пятерниках неплохо каталось. А вот эстеты могут не понять, почему их Deore XT стал работать как на ашанбайке.

  6. Техника езды. Понятно, что установка 52 заметно снизит динамику и потребует коррекции в технике езды. Если после замены 42 на 48 я почувтствовал автобус, то после 52 - Камаз. Но зато когда раскрутишь болванку, то получишь ощущения, которые 80-90% велосипедистов не испытают никогда на маленьких звёздах в системе. 52 - это не для тех, кто предпочитает педалировать очередями с каденсом под 100, и рвать с места тридцадку за 10 секунд, кошмаря сердечно-сосудистую систему. Это для тех, кто предпочитает наваливать равномерно. Не скажу, что это прямо трековый стиль, но смещение от шоссе в сторону трека ощущается.
Copyright © starport 2011 - 2024