Главная страница Обучение Маршруты Статьи Контакты
Крути педали

Страничка экспериментатора: катаем всё на одной передаче на средней звезде

Оглавление

16.04.2019

Если вы часто катаете в группе, то, наверно, не раз видели людей (чаще девушек), которые пытаются весь маршрут проехать на одной передаче - впереди цепь стоит на средней звезде, позади - на звёздочке в середине кассеты. Эти попытки вызывают улыбку, но все любимые звёзды на моём велосипеде сточились, и я решил проехать маршрут на одной передаче, чтобы поделиться своими ощущениями и рассказать о том, что ждёт велосипедистов, которые собираются в группе ехать таким образом.

Итак, ставлю передачу 32-15 (на некоторых велосипедах средняя звезда будет 34, но это непринципиально) и выезжаю на 20 км.

После 30 метров понимаю, что преимущество у данной передачи только одно - её крайне легко крутить. На равнине создаётся ощущение, что педали крутятся под весом ноги, в результате чего происходит прогулочная езда со скоростью 10 км/ч.

Первые 2 километра по равнине я никак не мог понять, что вообще происходит. Педали крутятся быстро, а велосипед никуда не едет. Затем случился подъем 3-4% метров 200-300 и ноги почувствовали хоть какую-то нагрузку. Если сравнить взятие этого подъёма на большой передаче (48-14), то, конечно, здесь ноги загружаются меньше и более плавным образом, но не могу сказать, что на вершине подъёма я почувствовал так, словно было ощутимо легче ехать. Передача лёгкая, но крутить-то её нужно часто, что поднимает пульс.

Далее шёл уклон под 1-2% и здесь выбранная передача оказалась полностью бесполезной. Чтобы хоть как-то поднять скорость, необходимо увеличить частоту педалирования за 100 оборотов в минуту. Долго держать такую высокую частоту невозможно, в результате чего пришлось педалировать очередями, что сразу сбило весь режим работы организма и сместило его на предельный уровень. Проще говоря, уже выбился из сил, а поднять скорость выше 15 км/ч не получается. Пришлось просто ехать без вращения педалей и отдыхать.

Далее шла гравийная тропинка. Навстречу едет ребёнок на аккумуляторной машине, разворачивается и едет за мной. Кручу педали с комфортной частотой и слышу, что ребёнок меня догоняет. Пришлось ускориться.

Обгоняет велосипедист, а сделать ничего не могу, потому что все оставшиеся более тяжелые передачи приводят к проскальзыванию новой цепи. Так будет и при езде в группе. Дети обгоняют, а сделать ничего не можешь, потому что на такой передаче нужно молотить педали под 120 оборотов, что просто не реально.

Был небольшой крутяк процентов 10%, в который действительно было приятно заехать, но на любых спусках отдыхал, потому крутить педали вхолостую бессмысленно.

Проехал всего 20 км, а устал так, словно сделал никак не меньше 40 км. Парадокс? Нет. Всё дело в крайне низком КПД такой езды. Казалось бы, передача лёгкая, отчего устал-то? Оттого, что для езды на такой передаче пришлось работать на пределе возможностей (ехать 20 км в течении трёх часов не планировалось). На практике это означает следующее - группа со старта берёт 15 км/ч, и тот, кто выставил передачу в районе 32-15 через километр выбьется из сил и будет вынужден ехать обратно домой.

Как не попасть в такую ситуацию? Во-первых, нужно выкинуть из головы миф о том, что чем легче передача, тем легче ехать на велосипеде в группе. Я часто слышу в ответ, что если велосипедист переключится на большую звезду, то ему будет совсем тяжело ехать. В результате он облегчает передачу, но устаёт ещё сильнее, чем если бы ехал на большой звезде. Во-вторых, при езде нужно переключать передачи и развивать силовую выносливость. Без этого ехать в группе со средним темпом 15-20 км/ч не получится. Кто-то воскликнет, средняя 20 км/ч - это очень медленно! Cмотря на каком рельефе. Для Москвы и подмосковья это очень неплохой результат на 100 км.

Хорошо, а кроме подъёмов может ли передача 32-15 быть полезна? Да. Такие передачи можно использовать для естественного ограничения скорости движения. Например, вы едете в компании начинающих велосипедистов и не хотите слишком часто и быстро уезжать от них вперёд. Поставьте такую передачу и всем (кроме вас) сразу станет комфортно ехать. Хотите ездить быстрее? Выберите более подходящую группу велосипедистов или поставьте кардан в подъём, чтобы не слишком скучно и легко было в него вкатывать вместе с остальными.

Copyright © starport 2011