Главная События Маршруты Информация Контакты
Крути педали

Можно ли на горный велосипед поставить звезду 52 и для чего это делать?

Оглавление

17.05.23

Можно, если перо велосипеда позволит её установить. Тот же бренд DECKAS выпускает звёзды на 52 и больше для посадочного диаметра (ВСD) 104 мм.

Применительно к горным велосипедам большие звёзды устанавливают для получения дополнительной передачи (выигрыша по передаче). Это требуется тем немногим велосипедистам, которым с учетом своей физики, техники езды, технических характеристик велосипеда и окружающих условий часто не хватает передачи. Например, для подкручивания на спусках с низким каденсом (частота оборота педалей в минуту) 60-70. Если передачи не хватает, то велосипедист вынужден либо прекратить крутить педали, либо постоянно или очередями крутить их с более высоким каденсом, что по ряду причин он делать не хочет.

Проще говоря, велосипедиста полностью устраивает имеющийся у него велосипед, за исключением одного – максимально возможного передаточного числа.

Предположим, самая тяжелая передача у нас 44*11. Получаем передаточное число 4 (44/11). Но это же передаточное число получаем при использовании звёзд 48/12 или 52/13. В первом случае в запасе одна звезда на 11, а во-втором их две – 11 и 12.

Запас по передаче можно реализовать и другим способом – установить в кассету звезду меньше маленькой. В рассматриваемом случае это будет звезда на 10. Недостаток данного варианта состоит в том, что звенья цепи на ней будут иметь ещё большей угол излома, что ухудшает КПД трансмиссии, её ресурс и увеличит ощущение “похрустывания”, как будто звёздочка не притёрлась.

Передача 42*11, на мой взгляд, является нерабочей. Крутить можно, но некомфортно. А вот 48*11 на катящем MTB можно крутить и по ветру на равнине.

Внешне звезда на 52 выглядит настолько огромной, по сравнению с 44, что сразу возникает вопрос, это какие ноги нужно иметь, чтобы такое выкручивать? С математической точки зрения ничего сверхестественного здесь нет. Мы просто поднимемся на пару звёзд в кассете вверх. Раньше, например, крутили 44*13, теперь 52*17 (если стоит 13-15-17). Но на практике всё сложнее и придётся привыкать к новому режиму работы и большей загрузке ног.

Помимо передаточного числа также нужно принимать во внимание и другие моменты, например, длину шатуна. Когда мы ставим звезду большего диаметра, то расстояние от места зацепа цепи до оси каретки увеличивается. Длину шатунов мы не меняем и получается так, что после замены нужно быдет прикладывать больше усилия к педалям при одинаковых передаточных числах. Понять то, что далеко не всё зависит от передаточного числа просто. Представьте, что мы сделали длину шатунов намного меньше радиуса звезды. Этим мы получаем выигрыш в скорости (маленьких ход педали по окружности даёт большой ход цепи по окружности), но пропорчиональный проигрышь по силе. Раскрутить такую передачу ногами просто не получится. Такой же эффект будет при использовании ворота колодца, у которого радиус меньше радиуса бревна. Поднять в этом случае ведро с водой не получится. Радиус ворота делают намного больше радиуса бревна для получения выигрыша по силе, как известно из теории рычагов.

Ради интереса можно было бы рассчитать все передаточные числа для звёзд и посмотреть, что получим по нагрузке. Но непрофессионалам, которые не стремятся к спортивным высотам, делать это излишне. Есть факторы, имеющие для любительского катания большее значение. Как говорится, нет смысла считать копейки, если сумма выражается в тысячах.

Если взять горный велосипед в заводской комплектации и заменить на нём 42(44) на 52, то результат может неприятно удивить. Получится “трактор”, особенно, если камеры накачены на глазок, чтобы “помягче сиделось”. Что делать?

Меняем универсальную резину на катящие полуслики (типа Schwalbe Hurricane RaceGuard) и качаем их до предельной величины давления (с учетом веса велосипедиста). После этого накат по асфальту станет ощутимо лучше стоковой резины и можно прикинуть, что там с передачами на спусках. А как ездить леса и горы на полусликах? Так речь идёт о тех велосипедистах, которые предпочитают 99% ездить по асфальту на горных велосипедах.

В моём случае было так. Сначала я откатал несколько лет на бюджетном гибриде Wheeler с 48 звездой, а затем пересел на горный Cube Acid 2012 26’ и явно почувствовал нехватку передач. А как её не почувствовать, если был гибрид с колёсами 28’ и максимумом 48*11, а перешел на горный с колёсами 26’ и максимумом 42*11. После выработки стоковой резины поставил полуслики Schwalbe с кевларом и звезду на 48. Педали заменил на платформы, сделал ещё ряд улучшений и велосипед поехал по асфальту. Динамика езды, естественно, ухудшилась, но я предпочитаю равномерную езду со смещением нагрузки на ноги.

К новому режиму работы привыкал недели две. Но это было в момент набора формы. А представим, если человек всю зиму отдыхал и набирал вес, а перед летним сезоном заменил 44 на 52. Это в прошлом году на пике формы он спокойно ехал равнину 44*14, а сейчас ноги слабые, дыхалки нет, встречный ветер слишком сильный, асфальт убитый автомобилями за зиму. Если выкрутит 52*18 – уже будет неплохо.

При использовании системы 2x и 3x можно скинуть цепь на вторую звезду системы, если 52 не потянул. Но это даёт большой провал по мощности. Если раньше сброс цепи с 44 на 36 не сказать, что был комфортным (в сравнении с 51 на 48 на шоссейных), то при переключении с 52 на 36 нога будет просто проваливаться. Отсюда следует вывод о том, что при увеличении большой звезды также следует увеличить звезду перед ней. Шоссейный вариант 52/48 смотрелся бы неплохо, но на моём велосипеде перо не даёт поставить в среднюю позицию больше 46. К тому же, мной был выбран другой путь.

Через некоторое время я понял, что 99% всего спокойно катаю на передачах 3*6-10, три самые большие звезды в кассете вообще никогда не использую. Снял передний переключатель и получилась система 1x с 48 звездой. А после заменил 48 на 52 с высоким профилем зуба, чтобы цепь не соскакивала на лежачих “полицейских”, трамвайных путях и прочем.

Перо позволило установить 52 только в 3-ю позицию. Получилась весьма специфичная конфигурация горного велосипеда вообще без горных передач. 25-28-32 в кассете использовать не могу из-за слишком большого перекоса цепи. И как едется в подъёмы? Терпимо, если стоя. Но, конечно, на горном с 1x системой всё получилось бы намного интереснее и практичнее.

Это к тому, что не стоит горячиться и сразу ставить 52 после 42-44. Попробуйте сначала 48. Если через пару тысяч километров выяснится, что на спусках палец правой руки постоянно на автомате пытается сбросить передачу, а некуда, то можно подумать и о 52.

Подведём итог.

Преимущества установки звезды 52 на горный велосипед 26’:

  • Выигрыш по максимальной передаче

  • Возможность держать скорость на низких каденсах/низком пульсе

  • Более плавная работа трансмиссии из-за увеличения размера звезд и уменьшения угла излома цепи

  • Некоторое увеличение средней скорости, включая и возможность навалить на спусках и по ветру

Нюансы, связанные с установкой звезды на 52:

  • Зазор между пером и зубьями. В моём случае он составляет 2,5 мм, что позволяет не беспокоиться за пропил пера.

  • Необходимость удлинения цепи.

  • Необходимость замены покрышек с протектором на полуслики для улучшения наката по асфальту, что ухудшит проходимость и зацеп на рыхлых и скользких покрытиях.

  • Ухудшение динамики. На 52 звезде рвать с места и давать ускорения уже не получится, как на 42-44.

  • Необходимость настройки переключателей. Переключение передач уже не будет столь плавным и четким, как до замены.

  • Изменение режима работы и перетяжеление передач.

  • Возможно, придётся заменить и вторую звезду в системе.

  • Необходимость более частой замены тормозных колодок. После замены 42 на 48 сразу почувствовал, что ротора 160 мм на обоих колёсах уже явно не хватает для эффективного торможения, особенно когда наваливаешь на спусках.

Нюансов больше, чем преимуществ? Да, поскольку это в каком-то смысле эксперимент. Исходно МТБ не предназначен для установки больших звёзд. Есть велосипедисты, которые поставили 52, а затем вернулись обратно на 40+. Неудача? Нет. Они получили опыт, который помог им лучше понять то, что им больше подходит. Цена этого опыта – пара тысяч рублей, что явно дешевле покупки нового велосипеда с его последующей доводкой под себя.

Copyright © starport 2011 - 2024