Главная страница Обучение Маршруты Статьи Контакты
Крути педали

Дети на велосипеде

Оглавление

19.06.17

Давно хотел включить в обзор данный вопрос, но из-за обширности информации не знал, с чего начать. Но недавно общество потрясла видеозапись, на которой ребёнок на двухколёсном велосипеде упал с тротуара прямо под колёса движущегося грузовика в Орехово-Зуево. Можно ли назвать это случайностью? Уделяется ли детской безопасности должное внимание? Является ли езда на велосипеде более опасной для детей, чем для взрослых? Попробуем получить ответы.

Езда на велосипеде детей (до 7 лет) характеризуется рядом особенностей, среди которых я бы выделил неосознанность этого процесса. Со стороны может казаться, что ребёнок достаточно уверенно катается на велосипеде, но на самом деле данный процесс происходит так: смотрю вперёд и нажимаю на педали, держась за руль. Конечно, уровень неосознанности у ребёнка трёх и семи лет разный, но суть от этого не меняется. В этом возрасте какое-то понимание отдельных моментов катания возможно лишь под руководством тренера и в процессе тренировок.

Умение кататься на велосипеде и умение безопасно ездить на велосипеде - это два разных процесса, отличающихся друг от друга на качественном уровне. Для безопасной езды необходимо постоянное внимание и анализ окружающей обстановки, способность предвидеть разные ситуации, хорошо развитая реакция, координация движений, техника езды и преодоления препятствий, способность молниеносного выбора и реализации варианта, позволяющего получить минимальный ущерб от ситуации, в которой уже оказался и мн. др. Обладает ли ребёнок этими навыками, способностями и необходимым опытом? Конечно, нет! Далеко не каждый взрослый и опытный велосипедист обладает ими в полной мере, так откуда им взяться у детей?

Из сказанного выше следует вывод о том, что уровень развития детей рассматриваемого возраста не позволяет им ездить на велосипеде безопасно. Теоретически любое дорожное движение и любые препятствия вокруг катающегося ребёнка представляют опасность - пешеходы, катающиеся рядом дети и взрослые, люди на самокатах, роликах, бегуны, собаки, ямы, бордюры и др.

Езду на велосипеде, как и любую деятельность, необходимо рассматривать с точки зрения степени опасности. Родители часто считают так: по дороге кататься на велосипеде опасно, а по тротуару или бульвару - нет. Поэтому не только разрешают кататься детям самостоятельно, но и не обращают на это внимание, уткнувшись в книгу или гаджет, или разговаривая с подругой. А что делать? Ездить вместе с ребёнком, нанимать тренера, ограничить езду детской площадкой? Ещё раз. Езда на велосипеде в любом месте и условиях характеризуется степенью опасности. На велосипеде можно кататься и по квартире, но при этом также можно с него упасть или въехать в стену. Значит, речь должна идти об уменьшении степени опасности катания на велосипеде - выбирать более безопасные места для катания, постоянно следить за ребёнком, обеспечить его средствами индивидуальной защиты, брать с собой аптечку, проверять состояние велосипеда и др.

Детей 6-7 лет можно постепенно начинать учить безопасной езде на велосипеде. Картинки и плакаты с ПДД, рассказы и мультфильмы на эту тему, конкурсы по вождению велосипеда в детском саду и начальной школе - это всё теория. И это будет теорией до тех пор, пока велосипедист не наберётся опыта езды в реальных условиях.

В 3-4 классе я уверенно гонял по бульварам на подростковом велосипеде Орлёнок, но могу сказать, что настоящую школу езды на велосипеде и понимание этого процесса пришло ко мне на занятиях в велошколе с 12 до14 лет, когда мы под руководством тренера (а позже и сами) на шоссейных велосипедах стали выезжать в город, за город и в лесопарки. За эти два года я увидел столько разных ситуаций и приобрёл столько опыта, сколько и за 20 лет катания по бульварам и паркам не получишь.

В подростковом возрасте (7-14 лет) велосипедист постепенно начинает осмыслять процесс езды на велосипеде, но желательно, чтобы это происходило под руководством грамотного наставника, а не улицы. Когда просматриваешь ДТП с участием велосипедистов, то кажется, что всё это случайности: ехал по пешеходному переходу и случайно сбила машина, заезжал на бордюр и случайно упал, поворачивал налево и случайно столкнулся с автомобилем. После небольшого анализа ситуаций становится понятно, что это не случайности, а результат опасной езды, которой научила улица.

Другой момент заключается в технической исправности велосипеда. Вы, возможно, удивитесь, но дети нередко катаются на неисправных велосипедах. Мой опыт катания на двухколёсных детских велосипедах советского времени типа "Мишка" (а после и других) говорит о том, что ни на одном из них не работал ручной тормоз. Закончилось это падением с невысокого обрыва в реку. Проще говоря, детские и подростковые велосипеды советского времени поступали в магазины с откровенным браком. У них отваливались педали, прокручивался руль, постоянно нужно было регулировать седло и др. Качество велосипедов в настоящее время выше, но попробуйте поинтересоваться у взрослых, когда они в последний раз проверяли хотя бы работу тормозов на велосипеде своего ребёнка?

А теперь самое интересное. Вы знаете о том, что детские двухколёсные велосипеды с маленькими колёсами (как, например, у "Дружка") характеризуются малой курсовой устойчивостью, слабой проходимостью и связанную с этими моментами большой сложностью в управлении? На практике это выражается в том, что юный велосипедист постоянно и сильно виляет, а также теряет равновесие (особенно при резких движениях), что равносильно кратковременной потери управления. Со стороны кажется, что неуверенная езда ребёнка на велосипеде с маленькими колёсами полностью обусловлена его недостаточным навыком езды, а на практике этому способствует конструкция самого велосипеда. Получается, что катание и техника езды на разных видах велосипедов имеет свои особенности? Именно! Если велосипеды с маленьким диаметром колёс столь опасны, то не лучше ли отказаться от них, а через какое-то время приобрести детский горный велосипед с большим диаметром колёс? Это неплохое решение, но опасность езды на нём будет иметь уже иной характер. Мой опыт групповых и индивидуальных заездов показывает на то, что для уверенной езды уже на подростковых велосипедах как по асфальту, так и по пересечённой местности необходимо обладать определёнными навыками экстремальной езды. Кто, где и как этому учит? Меня этому учил собственный опыт и понимание того, что за определённые рамки лучше не выходить. Рядом катались ребята без должного понимания этого момента и, соответственно, их травмы были на порядок серьёзнее и часто оканчивались походами в больницу, переломами или ДТП с участием автомобилей.

Езда на велосипеде является относительно опасным занятием, на что оказывает влияние большое количество разных факторов, начиная от подготовки самого велосипедиста и заканчивая исправностью велосипеда и состоянием окружающей среды. Предположим, таких неблагоприятных факторов 100. Чем ответственнее подходит сам велосипедист или его родители к велопоездке, тем меньше их он будет везти с собой и тем меньше вероятность того, что совместное стечение каких-то из них выльется в опасную ситуацию. Ребёнок не может самостоятельно их уменьшить. Ему разрешили без велошлема ехать по мокрому тротуару на велосипеде с неисправным тормозом - он сел и поехал прямо под колёса грузовика. Можно ли было этого избежать? Конечно! Невозможно предугадать все возможные ситуации, но в большинстве случаев достаточно немного подумать, чтобы ещё до поездки ребёнка на велосипеде устранить множество неблагоприятных факторов.

Можно, конечно, решить проблему кардинально - запретить велопрогулки. Но тогда нужно запретить и занятия физкультурой в школе, поскольку ребёнок может упасть с турника, лестницы, каната, да и вообще идти по улице опасно - сосульки падают, слишком скользко, слишком жарко, слишком темно или мокро. Но я считаю, что практичнее не тотальные запреты, а обучение и обучение, в первую очередь, творчеству. Творчество учит мыслить и анализировать, а этот навык пригодится не только при езде на велосипеде.

Copyright © starport 2011