Главная страница Обучение Маршруты Статьи Контакты
Крути педали

Психология велосипедиста: "Не виноватая я!"

19.08.16

Если немного понаблюдать за поведением велосипедистов, их видеороликами и сообщениями в сети, то в общей картине прослеживается тенденция агрессивного и безответственного отношения к езде на велосипеде: раздражают пешеходы на велодорожках, выводят из себя подрезающие на дороге автомобилисты, вызывают негодование ямы на дорогах и т.д. Как не поддаться этим настроениям и конструктивно выходить из неприятных ситуаций?

Бездумное восприятие негативного опыта со временем приводит к тому, что оно начинает казаться нормой. Изучение вопроса и выработка своего мнения требует затрат времени и сил. Проще копировать увиденное не задумываясь о том, а насколько оно правильно и безопасно. В результате получается поведение, явно прослеживающееся во многих областях нашей жизни: думать о решении проблемы и искать виноватых после её возникновения в случаях, когда путем предварительных размешлений можно было её избежать или принять дополнительные меры по уменьшению ущерба на случай её возникновения.

Пример 1. Велосипедист на шоссейном велосипеде гонит по велодорожке, записывает всё на видеокамеру, а затем выкладывает своё творчество в сеть с размышлениями о том, как его “достали пешеходы-кегли или как он красиво летел в дверь автомобиля”. Жареное вызывает любопытство и вскоре под записью автора появляются одобрительные комментарии, в которых звучит призыв зачистить велодорожки от пешеходов. После такой поддержки автор постарается ещё больше "порадовать" народ, а кто-то из читателей изобразит нечто похожее.

Со стороны кажется, что всё правильно. Велодорожки не для пешеходов и всё такое прочее, но после небольшого размышления становится понятно, что автор хочет просто выпендриться и никакой он не велосипедист, а просто "чайник", как любил говаривать наш тренер. Почему? Потому что настоящие велосипедисты, в отличие от чайников, покупают шоссейные велосипеды не для того, чтобы пугать ими пешеходов на бульварах и велодорожках. Велодорожки являются прогулочными, а не спортивными трассами. Если на велодорожке велосипедист столкнётся с пешеходом, то виноваты будут оба: велосипедист по причине того, что являясь водителем транспортного средства не принял должных мер по обеспечению безопасности при движении, а пешеход по причине прогулки в неподходящем для этого месте. Велосипедист видел, что по велодорожке ходят пешеходы? Видел. Так для чего же ты гнал по ней? Чтобы специально наехать на пешехода и заявить о своих правах на велодорожку? А как же ты раньше катался, когда велодорожек не было вообще?

Пример 2. Семья катается на прокатных велосипедах в парке или по велодорожке. Женщина едет впереди, ребенок за ней, а мужчина замыкает группу. Это правильно, но все без шлемов. Почему? Потому что в прокате их не выдают! Ответ неверный. На самом деле семья катается без шлемов из-за собственной безответственности! Предположим, посторонний велосипедист  сталкивается с ребенком на небольшой скорости. Многие люди, особенно дети и женщины, не обладают навыками безопасного падения и с большой долей вероятности бьются головой об асфальт. Кто виноват и несёт ответственность за разбитые головы? Конечно, тот, кто совершил наезд! Опять неверно! Виноваты обе стороны! В чём виноваты родители? В том, что выбрали место прогулки с активным движением! В том, что выехали неподготовленными к прогулке! В том, что недостаточно хорошо следили за окружающей обстановкой и движением!

Мы не одни в пустыне, да и голова для этого есть (а не только ест)! Вы видели, что в этом парке или на этой велодорожке движение опасное для вашего уровня езды? Видели. Но всё равно сели на велосипед, потому что здесь ближе от дома, интереснее пейзаж и т.п.? Сели. Вы знали, что езда на велосипеде характеризуется определенной степенью опасности? Знали. Так почему не предприняли дополнительных мер безопасности? Трудно было с собой взять защиту или она стоит дороже головы? Тысячи катаются так, как хотят, но это не значит, что и мы обязаны так кататься. Для чего нам их проблемы, когда и своих хватает?

Опытность велосипедиста характеризуется не только умением езды, реакцией, техническим состоянием велосипеда и др., но и навыком предвидения разных ситуации и избегания их.

Пример 3. Велосипедист на шоссейном велосипеде на тренировке мчится по олимпийской велотрассе в Крылатском, а впереди женщина с коляской. Подобные ситуации вызывают бурю негодования! Кто виноват? Конечно мамаша! А велосипедист прав, потому что это спортивный объект, по которому он имеет право гонять. Право-то имеет, только в реанимации затруднительно будет его обозначить. Видел, что по трассе гуляют и бегают? Видел. Понимаешь, что эта трасса открыта для всех и там возможны столкновения на больших скоростях? Понимаю. Знал, что навстречу могут также ехать с большой скоростью другие велосипедисты? Знал. Но всё равно сел и поехал именно по этой трассе? Да, но мне же нужно тренироваться где-то? Нужно, но ты сам сел и поехал сюда, а значит ответственность за это решение лежит на тебе!

Получается следующая ситуация: с одной стороны превратили школы в режимные объекты, чтобы защитить детей от окружающего мира, а с другой непрофессионализм, халатность и безответственность может за долю секунды перечеркнуть всю жизнь!

Пример 4. Велосипедист на большой скорости влетает в яму и лежа в луже материт дорожных рабочих. Они виноваты, а сам? Велофару включил? Её нет. Знал, что на дорогах бывают ямы, открытые сливные колодцы, строительный мусор и прочие помехи, которые опасны при столкновении с ними на скорости? Знал. Но всё равно ехал ночью под 30 км/ч, чтобы быстрее добраться домой? Ехал. Таким образом, сам и усугубил для себя последствия.

Подобных ситуаций можно привести немало, но кто-то считает, что мир должен расступиться перед его дорогим прикидом, велосипедом или автомобилем. В любых столкновениях, если только они происходят не с самим собой,  всегда принимают участие два или больше объектов. А значит, часть ответственности лежит и на потерпевшей стороне - не доглядел, дал себя обмануть, попал под влияние, напился, не думал, не ожидал и т.д. Продавец лишь предлагает велосипед с некоторой гарантией того, что он не развалится в ближайшее время, а после его покупки желательно сначала подумать, как им пользоваться и как относиться к езде на нём. Потом может быть уже поздно думать об этом и учить ПДД.

Выходит, велосипедист кругом виноват? Велосипед неслучайно относят к транспортным средствам, а велосипедиста - к водителю этого транспортного средства. Велосипед и езда на нём могут стать причиной тяжелых травм и во избежание этого нужно видеть окружающую обстановку и даже думать за других участников дороржного движения, как это обязаны делать и автомобилисты, и все прочие, кто пользует разные средства передвижения, и пешеходы. Сегодня ты не подумал о других и принципиально создал опасную ситуацию для них, а завтра не подумали о тебе и уже сам попал в неё. Такой подход устраивает?

Наступить на своё “Я” и оценить ситуацию со стороны непросто. Но тот, кто умеет это делать, радуется жизни, а не подавляет свою личность нежеланием разбираться в вопросах и бесполезном поиске виноватых в свои же ошибках и промахах. Мнение коллектива нужно учитывать, но бездумно подменять им своё - неразумно.

Так как же выходить из неприятных ситуаций при езде на велосипеде? Попробуйте их просто не создавать! Относитесь уважительно ко всем другим участникам дорожного движения и это ощутимо увеличит удовольствие от катания на велосипеде!

Copyright © starport 2011