Главная События Маршруты Информация Контакты
Крути педали

Веломаршрут №1 Москва - Cанкт-Петербург

Оглавление

21.06.21

Примерно год назал появились сообщения о начале строительства велотрассы между Москвой и Санкт-Петербургом, общая длина которой, по планам авторов из движения Let's bike it, составит порядка 1200 км. Первый отрезок решили делать от Яхромы до Дубны и даже были выложены в сеть фотогрфии строительства первых метров данной велотрассы. В комментариях не без основания высказывались сомнения в успехе данного начинания и пожелания о том, чтобы хотя бы до Твери её сделали, но насколько это реально?

Данная идея, как пишут в сообщениях, появилась в прошлом году, но могу сказать, что я слышал о ней намного раньше. Действительно, в СМИ можно встретить упоминание о, по-крайней мере, двух существующих туристических маршрутов:

Первый разработал путешественник из Германии Детлеф Каден вместе участниками сообществ «ВелоПитер» и «Российский клуб велопутешествий». Участники проезжают по дорогам местного значения, но не попадают в Тверь и Гатчину. Еще один — «Национальный веломаршрут №1», разработанный активистами из Velotur.ru и «Национальной велосипедной сети России». Путь проходит вдали от трасс и крупных автодорог.

Вы что-нибудь слышали о них? Не думаю. Но создатели нового маршрута решили, что нужен ещё один. А кто строит-то? На первый взгляд всё звучит красиво в интервью с куратором проекта Let's bike it Владимира Кумова:

В прошлом году в КБ Стрелка обратилась компания Романа Абрамовича Millhouse с инициативой инвестировать в строительство и развитие этого маршрута. КБ Стрелка обратилась к нам, в Let's bike it!

Не сомневаюсь в том, что Millhouse - компания богатая, но возникают сомнения, что такого уровня компания будет серьёзно вкладываться в весьма туманный проект, в котором до конца не понятно то, кто и какими участками владеет и будет отвечать за их ремонт, обустройство и прочее. Положим, что 1 км асфальтированной велодорожки стоит 10 миллионов рублей. Данные очень приблизительны, получены из косвенных источников с учётом курса рубля на текущий момент, но суть в другом, - строительство 1200 км такого уровня велотрассы выйдет в 12 миллиардов рублей. И это только асфальтовое покрытие. Верится ли в то, что найдутся желающие вложиться на такую сумму + затраты на сооружение мостов и сопутствующей инфраструктуры + поддержание всего этого в должном состоянии? Не верится. В Европе я не был, но сомневаюсь, что и там есть такого уровня веломаршруты. Значит, будет построено что-то другое? Но что? То, что можно увидеть в Москве. А в Москве можно увидеть всякое - от достаточно неплохо асфальтированных участков, до непотребных участков с бордюрами, ямами, раскопками и гравийными дорожками, которые нужно ремонтировать каждый сезон после снега и дождей. Согласитесь, что будет достаточно странно видеть картину, когда в Москве велодорожки выглядят хуже чем велотрасса между Москвой и Санкт-Петербургом. Значит, на данном веломаршруте будет всё, начиная от асфальта и заканчивая раздолбанным после дождей месивом. На фэтбайке и горном велосипеде можно ехать, а на туринге и шоссейном - только на каких-то отдельных участках.

Вопрос, если велотрасса будет недостаточно хороша, то соберёт ли она достаточное количество велосипедистов, чтобы хоть как-то отбить вложения на её строительство даже в ближайшем будущем? Ответ очевиден - ехать по колдобинам много желающих не найдётся. Велотуристы без всяких велотрасс путешествуют, а для привлечения масс нужен определённый уровень комфорта. Если сервис на маршруте будет уровня вода из колодца с туалетом на улице без интернета и магазинов в радиусе 100 миль, то не думаю, что даже отечественный велосипедист повалит на него толпой. На примере Европы хорошо видно то, что популярность напрямую зависит от качества. К тому же, велосипедисты, в своей массе, - это не тот контингент, который собирается платить за всё и каждое. Не для того мы катаемся, чтобы за это удовольствие ещё и платить.

Если почитать СМИ, то возникает столько накладок, что весь проект кажется просто не серьёзным. Остаётся только одно - самим выезжать на место и всё смотреть своими глазами. В одном интервью проскользнула фраза о том, что "это же туристический маршрут", что объясняет многое. Велотрасса и туристический маршрут - это далеко не одно и тоже. Лично я, как и многие другие, не готовы штурмовать водные преграды вброд и везти велосипед по колено в грязном месиве.

Начало строительства под Яхромой объясняется тем, что:

уже несколько лет развивается веломаршрут вдоль реки Яуза. Там есть связь с Мытищами, а уже в самих Мытищах велодорожки почти полностью обустроены. Так что в целом выезд из Москвы в этом направлении уже готов.

Какое отношение к данному веломаршруту имеют Мытищи я не понял, но фраза "уже несколько лет развивается веломаршрут вдоль реки Яуза" заставляет задуматься. Если небольшой участок вдоль Яузы развивается несколько лет, то сколько десятков лет будет развиваться маршрут протяженностью 1200 км?

Первый отрезок строится сейчас по каналу имени Москвы. И там будет асфальтированное покрытие.

Это мы обязательно проверим, но нигде не говорится о сроках его строительства.

Ждать 10 лет окончания строительсва просто бессмысленно. В нашей стране бюджет на такие строки не верстается, а практика показывает, что нередко возникают события, после которых от красивых идей остаютс лишь красивые воспоминания. Тогда что, проект ждёт провал? Нет, если его реализация будет поэтапной и последовательной. Но этого пока не видно. Я несколько раз ездил на велосипеде вдоль канала до Дмитрова по имеющейся там тропинке и могу сказать то, что если участок от Москвы до Дмитрова будет асфальтированным, то одно это уже будет большим успехом. От МКАДа до Дмитрова 50 км и это уже что-то реальное. Туда и обратно 100 км - вот этот маршрут уже предметно заинтересует велосипедистов не только столицы, но и области. Но решили строить от Яхромы до Дубны, а до Яхромы вы уж как-нибудь сами давайте.

На текущий момент планируемый веломаршрут следует рассматривать в контексте велотуризма для горных велосипедов с большим количеством разных приключений. Лично меня велотуризм не интересует, но при наличии действительно качественной велотрассы от Москвы до Твери желающих поехать по ней будет больше, чем кажется в теории. Велопоездка выходного дня на 200 км в одну сторону - это действительно интересно, но, боюсь, реализация такого проекта в планы не входит. В таком случае бесстрашные будут продолжать ездить между городами по дорогам вместе с автомобилями.

Copyright © starport 2011 - 2024