Главная События Маршруты Информация Контакты
Крути педали

"Будь готов! Всегда готов!"

Оглавление

22.06.19

Этот пионерский призыв весьма актуален для велосипедистов, особенно в случаях, когда даже не предполагаешь, что могут выкинуть окружающие.

Тема для этой статьи витала в голове давно, но после недавнего случая я решил уделить этому вопросу больше внимания.

Всех велосипедистов можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся те, кто на велосипеде катается, а ко второй - те, кто не велосипеде едет. Какая разница, спросите вы? Разница в том, что во втором случае велосипедисты обладают определённой подготовкой. Важно не то, что среди и тех, и других есть "чайники", а то, что каждый думающий велосипедист ожидает и от других адекватной в его понимании езды. Проблема в том, что в одной и той же ситуации представители разных групп могут совершить противоположные действия. Характерный пример - ситуация с собакой. Если вблизи образовалась лающая псина, что вы сделаете? Снизите скорость или прибавите ходу? Велосипедист с подготовкой в подавляющем большинстве случаев ускорится, а неопытный растеряется и попробует даже остановиться, чтобы не нервировать собаку мелькающими в воздухе ногами. Если первый едет позади, то всё может закончиться столкновением с первым велосипедистом. Аналогичная ситуация может произойти и на светофоре. Если зелёный мигает, то вы предпочтёте остановиться или проскочить 4-6 полос? А что решит сделать едущий позади вас?

Велосипедисты со спецподготовкой более уверены в себе, что можно увидеть при движении со спуска, в подъем, по пересечённой местности и др. Что делает на спуске тот, кто обладает слабой техникой езды на велосипеде и не уверен в себе? Подтормаживает! Это говорит о том, что выше 30 км/ч велосипедист никогда на велосипеде не ездил. Но даже на горном велосипеде на спуске можно ехать более 50 км/ч. Но мы же не собираемся гонять! Да, вот только рельеф Москвы отличается от стола и средняя скорость 15 км/ч на велопараде может легко перевалить за 25 км/ч и выше на спусках. Возникает большая разница скоростей между велосипедистами, что увеличивает степень опасности, особенно если сразу после спуска следует подъем. Подготовленный велосипедист предпочтёт брать подъёмы на скорости, так как знает, что это эффективнее и потребует значительно меньше усилий, а неподготовленные начинают судорожно облегчать передачи, чтобы было максимально легко крутить педали.

Указанные выше моменты опасны не только при движении в группе велосипедистов с разным уровнем подготовки. Я в группах не езжу, но это не помешало возникновению одной из типичных ситуаций. Едущий на некотором расстоянии впереди меня велосипедист внезапно остановился на крутом подъеме прямо в центре дороги. Пришлось свистануть, чтобы на скорости не вынести его вместе с велосипедом. Не потянул, ошибся с передачей, цепь слетела - это бывает. Но, если ты едешь где-то, то, очевидно, и другие могут ехать там же. Боишься бордюров, скорости или подъемов? Потренироваться в подходящем для этого месте, а затем выезжать в места катания. Это как с автомобилем. Обучаются вождению, наверно, не на автомагистралях.

К чему это я? К тому, что велопрокат - это хорошо, но на прокатном велосипеде вряд ли можно приобрести необходимые навыки. Зачем они нужна, если мы не собираемся заниматься велоспортом и хотим просто покататься на велосипеде? В памяти сразу возникают велопарады, которые также не являются спортивным мероприятием. Но почему тогда на каждом из них столько столкновений и падений? Помнится, были призывы организовать в школах обучение езде на велосипеде, но, похоже, эта мысль была спущена туда же, куда до этого отправилась идея повального обучения в школа игре в бадминтон, а затем и в шахматы. А где кататься, если далеко не у всех школ есть спортивное поле, вокруг которого можно было нарезать круги? Мы учились кататься между колоннами в рекреации обычной школы. Не идеально, но кое-чему научиться смогли.

Вы слышали о "Московской смене"? Это бесплатная программа активного отдыха для школьников от 7 до 14 лет, но я затруднился найти в ней хоть какую-либо информацию, касающуюся велосипеда. Нет, возможно кому-то больше нравится посещать образовательные мероприятия, но лично я бы после учебного года с удовольствием покатался на велосипеде! Но, видимо, дальше велопарковок и велофестивалей команды двигаться нет, а за обучение езде на велосипеде, в отличие от английского языка, у нас ещё не принято платить. Вот и получается, велосипеды есть, а обучения езде на них нет. Сами научатся?

Copyright © starport 2011 - 2024