Главная События Маршруты Информация Контакты
Крути педали

Для чего нужно производить техническое обслуживание велосипеда?

Оглавление

27.06.20

Велосипед – это не автомобиль, поэтому часто выбирается самый простой, но и самый опасный вариант – поехать на велосипеде в том состоянии, в котором он находится. Зачем на пару недель отдавать велосипед в веломастерскую на обслуживание, если и так едет?

Целью технического обслуживание и ремонта (ТОиР) велосипеда является предупреждение, своевременное выявление и устранение отказов и повреждений. Важность использования технически исправного велосипеда очевидна, но на практике об этом предпочитают не вспоминать. ТОиР стоит денег и при наличии очереди в веломастерской это может занять не одну неделю, а хочется покататься прямо сейчас в этот прекрасный солнечный день. Всего-то и нужно накачать колёса и смазать цепь. Нет смазки? Тогда только качаем колёса.

Современные велосипеды кажутся (и действительно являются) более надёжными устройствами, по сравнению с тем, на чём ездили в прошлом веке, но это не значит, что велосипед, как импортный телевизор, всю жизнь будет работать и работать хорошо. Проблема даже не в том, чтобы на глаз или по ощущениям определить проблемы с компонентами, а в том, чтобы заставить себя произвести действия для их устранения – отвезти в мастерскую или исправить самому. Во многих случаях проблема проявляется постепенно – троссик разлохматился, колесо стало бить, цепь начала проскакивать, чаще стали происходить проколы. Время от времени возникает мысль отвезти велосипед на ремонт, но появляются вопросы, а где найти веломастерскую (действительно, как в пустыне без Интернета, где мы все живём, найти веломастерскую), сколько это будет стоить, сколько времени займёт починка? Затем всплывает аргумент "но ведь едет же", после чего проблема уже не кажется столь существенной.

Опасность езды на технически неисправном велосипеде напрямую зависит от того, кто, как и где собирается на нём кататься. Одно дело, когда ребенок едет на велосипеде с недостаточно хорошо работающими тормозами по бульвару рядом со взрослым, который постоянно его контролирует (лично я такое вижу очень редко), и совсем другое дело, когда человек, зная или подозревая о неисправностях, выезжает на проезжую часть, совместную групповую поездку на дальние расстояния, специальную трассу с технически сложными и опасными участками и др. Кто-то может спросить, а что может произойти на бульваре? Ну не работает хорошо тормоз, так и скорость езды 5-7 км/ч? А произойти может всякое, что можно увидеть на YouTube. Со стороны кажется, что всему виной является несчастный случай, произошедший в одно мгновение, но это не так. На практике всё решается в течении трёх секунд, являющиеся следствием причин, на которые предпочитают не обращать внимание многие годы. Стоимость этих трёх секунд несопоставимо различается "до" и "после". Если до их возникновения было жалко пары тысяч рублей и двух недель ожидания, то после готов был бы выложить любую сумму и ждать хоть 10 лет, чтобы этих трёх секунд не было никогда.

Велосипед должен быть в исправном состоянии перед любой поездкой на нём. Чем экстремальнее и длительнее планируемая поездка, тем больше внимания нужно уделять этому вопросу. Купили велосипед в магазине? Проверьте надёжность его сборки. Хотите покататься на велосипеде друга? Проверьте тормоза и сделайте тестовый круг для сначала. Получили велосипед из веломастерской? Проверьте его на прилегающей территории. В моей практике были случаи, когда с проблемами люди сталкивались сразу и после покупки нового велосипеда, и после получения его из веломастерской.

Выше я говорил о том, что многие проблемы можно увидеть и даже почувствовать задолго до серьёзных последствий. Но на практике любители либо вообще предпочитают не думать об этом, либо недостаточно хорошо знают и понимают проявление различных неполадок. Как можно не почувствовать то, что тормоз не тормозит как надо, колесо трёт о раму или спускает колесо? А как это должен понять ребёнок или человек, который садится на велосипед один раз в пятилетку? Попробуйте сесть в кабину самолёта и сказать, он вообще сможет хотя бы вырулить на полосу? То, что очевидно для специалистов может быть совсем непонятным для пользователей. А иные дороги в нашей стране такие, что совершенно непонятно, случился прокол, пора перебирать втулки, менять звёзды или цепь, или это дорога такая.

Люди вокруг катаются на том, что им дали, или что у них есть. Более того, многие катаются на "заводских настройках" из магазина. Казалось бы, ну поднимите седло так, чтобы колени не били по локтям, смажьте цепь, чтобы она не шелестела как на тракторе, настройте переключатель, чтобы можно было выбрать оптимальный режим работы, а не корячиться на одной передаче и в подъёмы, и на спусках. Но как это сделать? Как понять, исправны ли компоненты, не отработан ли их ресурс, нет ли скрытых дефектов, подходят ли настройки для езды на велосипеде для этого человека и др.? Ответ очень прост – отвезите велосипед на ТОиР, если возникают сложности с его самостоятельным обслуживанием.

Copyright © starport 2011 - 2020