Главная События Маршруты Информация Контакты
Крути педали

Как относиться к пешеходам на велодорожке?

Оглавление

29.08.22

Данный вопрос настолько часто поднимается в среде велосипедистов, негодующих от гуляющих по велодорожке пешеходов, что имеет смысл более или менее детально разобраться в нём.

Конфликт интересов между перемещающимися в пространстве людьми уходит в глубокую древность, когда одни передвигались на ногах, а другие – с использованием животных и разных приспособлений. В те времена, можно сказать, правило было одно: кто сильнее и у кого больше власти, - тот и хозяин на дороге, которому все остальные должны были еще и кланяться.

С изобретением велосипеда конфликт стал проявляться сильнее, а с появлением в городах первых автомобилей стал настолько острым, что привел к необходимости упорядочивания движения при помощи правил, которые впервые были введены во Франции в 1893 году.

С тех пор они претерпели немало дополнений, но с появлением велодорожек возник еще один повод для недовольства – пешеходы на них. Более того, некоторые велосипедисты под лозунгом “Велодорожки для велосипедистов” стали призывать и даже на практике “учить пешеходов” жизни – пугать, кричать, ругаться, обгонять впритирку на скорости и даже бить.

Имеют ли велосипедисты на это право? Конечно, нет.

Многие забывают о том, что становясь участником дорожного движения они получают не только права, но также обязанности и ответственность как водитель транспортного средства, среди которых ключевым является осуществление безопасного движения для всех его участников. Или пешеход, находящийся на велодорожке, становится тварью бесправной?

К сожалению, 90% велосипедистов считают, что основными правилами для них является собственное понимание данного движения, поскольку основные правила и так понятны. Это не так. В нашем обществе есть еще и личные права и свободы, закрепленные в Конституции, включая следующие положения:

- Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность
- Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Возникает вопрос, у кого “права” выше по статусу – у велосипедиста, едущего по велодорожке или у человека, имеющего по Конституции право на свободу перемещения и личную неприкосновенность?

Конечно, у последнего!

Велосипедисты считают, что у них есть преимущественное и эксклюзивное право перемещаться по велодорожкам на основании установленного там знака. Но я нигде не видел в ПДД ссылки на то, что это даёт право “наказывать” по своему разумению находящихся на ней пешеходов, уткнувшихся в мобильники, детей без присмотра, мамочек с колясками, людей в возрасте и т.д. В результате самоуправства велосипедисты сами не только нарушают суть ПДД по безопасному движению, но и закон, по которому за оскорбление или нанесение побоев лицо привлекается к административной или уголовной ответственности. Но, поскольку, в нашей стране с неотвратимостью и справедливостью наказания имеются большие проблемы, как и с поиском бревна в своём глазу, то данные противоправные действия начинают восприниматься как норма поведения. А раз так, то и нечего их осуждать.

Рассмотрим вопрос с другой стороны – со стороны христианства, где любовь причисляется к одной из высших добродетелей, включая и любовь к ближнему. Здесь всё просто – не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе и поставь себя или своего ребёнка на место другого человека. Вам хотелось бы самим получить затрещину от велосипедиста или чтобы вашему ребёнку её отвесили или оскорбили? Нет. А за что? Я же не хожу по велодорожке? Да, по велодорожке не ходите, а во всем остальном также соблюдаете правила и нормы, никогда ничего не нарушаете, относитесь ко всем без исключения, как к самому себе и вообще идеальный в этом плане человек, как и ваш ребёнок?

А если я не христианин и не верю в Бога? Как раз для этого случая и существует закон мирской, удерживающий от анархии.

Хорошо, зайдем с третьей стороны, которую хочется начать с вопроса, а что вы ожидаете от езды по велодорожки? Что вызывает недовольство и претензии – только мешающие движению пешеходы?

Предположим, на велодорожке нет пешеходов, да и вообще, по ней едут только велосипедисты. В этом случае у вас не будет претензий и недовольства?

Очень в этом сомневаюсь. Лично я предпочитаю ездить, а не кататься на велосипеде, и ездить относительно быстро. Имею ли я право ехать по велодорожке со скоростью 25-30 км/ч. За некоторым исключением имею. А могу ли так всегда ехать? Нет. Потому что не всегда один на ней.

Для меня велосипедисты, едущие по велодорожке со скоростью 10-15 км/ч также мешают езде, как другим велосипедистам пешеходы. А я сам мешаю шоссерам, которые хотят ехать по велодорожке со скоростью 30-35 км/ч, потому что им тоже нравится ездить быстро. Для этого они и купили шоссейные велосипеды. А у вас, в свою очередь, будут вызывать негатив и я, и они, потому что гоняют там, где другие хотят расслабиться и покататься в удовольствие. Езжайте на велотрассы и велотреках, а велодорожки – для прогулок!

Вот мы и пришли к пониманию уместности езды в той или иной ситуации. Когда ты не один на дороге, то возникает обязанность думать и учитывать безопасность других участников дорожного движения.

Велосипедисты возмущаются тем, что неразумные мамаши оставляют без присмотра детей, которые выбегают на велодорожку или сами идут с бананами в ушах и ничего не слышат вокруг. Что это значит? Это значит то, они безответственно лишили себя и других 50% безопасности. И у них осталось только 50% безопасности, которая зависит от других. Если велосипедист говорит, что ему плевать на это, то тогда у того человека остаётся 0% безопасности. Вы бы сами хотели оказаться в такой ситуации, когда водитель авто говорит, да мне плевать на тех, кто не соблюдает ПДД. Я езжу аккуратно, но не осуждаю тех, кто проучит бестолкового пешехода. Это незрелая и опасная позиция. Преимущество в движении не даёт права осуществлять это за счёт свобод и безопасности другого.

Как только велосипедист оторвется от своего “Я“ и примет разумом и сердцем то, что он также отвечает за безопасность других и дорожит их здоровьем, это изменит многое в его жизни.

Для лучшего понимания рассмотрим то, чем является велосипед. А является он механическим устройством повышенной опасности для пешеходов. Грубо говоря, он дает большой выигрыш в скорости за счёт существенного проигрыша в маневренности и увеличения инерционности. Со стороны кажется, что в этом ничего нет. Еду на велосипеде аккуратно, и что? А то, что если бы вы шли пешком, то это было бы на порядок безопаснее для других людей. То есть, человек на велосипеде по определению увеличивает опасность дорожного движения? А вы как думали?

Пешеход может резко остановиться и быстро переместиться в любую сторону (если развита координация и реакция). А велосипедист может только изменить траекторию движения и не может мгновенно остановиться. Считается, что опасность представляет скорость, но это далеко не так. Вполне вероятна ситуация, когда велосипедист столкнётся с человеком на скорости 1 км/ч и тот упадёт, ударившись головой об асфальт.

Вы никогда не видели, как падают дети? Они падают и бьются головой, потому что у них по определению не развита координация. А как падают люди, которые не приобрели необходимые навыки в детстве из-за нежелания или невозможности заниматься на уроках физкультуры или в спортивных секциях? А люди в возрасте, у которых в силу этого обстоятельства уже нет былой координации и реакции?

Выходит так, что правила поведения велосипедистов выходят далеко за рамки пункта 24 ПДД, который многие никогда не читали? Да. Мы велосипедисты во вторую очередь, а в первую очередь мы - люди разумные, хотя это и не всегда так.

Берегите пешеходов! Учитесь ездить осмысленно, а не бездумно на эмоциях!

Copyright © starport 2011 - 2022