Главная страница Обучение Маршруты Статьи Контакты
Крути педали

Велодорожка Чертаново-Беляево - худшая велодорожка столицы

Оглавление

15.12.12

Как мы знаем, велодорожки создаются для выполнения транспортной функции. Звучит масштабно, но в отличие от слов с конкретным смыслом эту фразу можно толковать как угодно. Чиновники трактуют её одним образом, строители - другим, велосипедисты - третьим. Встречается даже такое мнение, что транспортная функция велодорожек - это возможность передвигаться на велосипеде от одной станции метро до другой. Общие и непонятные фразы и формулировки предоставляют красивую возможность уйти от ответственности за халтурно выполненную работу, так как у каждого появляется своя правда. В крайнем случае можно искренне удивиться и картинно воскликнуть: ах, так вот что имелось в виду! Прости, дядя, мальчика!

Велодорожки, в первую очередь, призваны обеспечить безопасное, удобное и выгодное передвижение по ним велосипедистов. Транспортная функция, в общем случае, подразумевает и безопасность, и удобство, и выгодность, но если аккуратно исключить что-то из последнего, то можно больше денег оставить на карман за счёт качества, что и сделали изготовители велодорожки на участке м. Чертановская - Битцевский лес. Виктор Сычев выложил неплохой фотоотчёт на эту тему. По мнению Виктора существующая на данном участке картина - это недоделки и "для неприхотливых велосипедистов эта велодорожка - приятный сюрприз". Здесь под неприхотливыми велосипедистами, очевидно, понимаются либо экстремалы, которые с удовольствием попрыгают через размывы на гравийке и бордюры, либо садомазохисты, которым в кайф "протрястись". А вот "оборзевшие" велосипедисты вроде меня такой "сюрприз" называют саботажем.

В столице есть несколько велодорожек с теми или иными недоделками, но одно дело, когда дорожка приходит в негодность со временем и совсем другое, когда она изначально сделана халтурно. Сам тротуар заасфальтирован неплохо. Специально для слабовидящих установлено множество знаков "Велосипедная дорожка". Люблю освещать в темноте светоотражающие предметы! А вот места пересечений дорожки с дорогами на прилегающие территории отделены безобразными бордюрами! Если ехать со скоростью пешехода, то всё ещё более или менее, но при скорости движения 15-30 км/ч, которую там можно без труда развить при движении под горку в сторону м. Чертановская, поездка превращается в весьма опасное занятие. Вместо того, чтобы путём создания совмещенной с тротуаром велодорожки улучшить условия движения на велосипеде строители сделали ещё хуже! Согласно ПДД при наличии велодорожки велосипедист обязан ехать по ней, а не по проезжей части. Если велосипедист попадёт в ДТП на проезжей части в том месте, то максимум, на что можно рассчитывать - это обоюдная вина! Сейчас в том месте катается ноль велосипедистов и вся ситуация выглядит надуманной, но представим, что 30% будущих велодорожек в столице будет выполнено аналогичным образом. Почему 30%? Потому что из 3-х пилотных велодорожек я вижу эту картину как минимум на одной из них (не знаю, как обстоят дела с велодорожкой в Филях). Если можно схалтурить на 1 км, то можно схалтурить и на 50 км из 150! А кто помешает?

Если для сравнения проехать по проезжей части и велодорожке в направлении к м. Чертановская, то без высшего образования станет понятно, что ехать по проезжей части не только удобнее, но и безопаснее. При выезде со двора водители притормаживают на уровне привычки. Поворот встречного автомобиля налево во двор также понятная ситуация. А вот при движении по велодорожке велосипедист должен контролировать движение справа из дворов (подземной стоянки, автосервиса), поворот попутного транспорта направо и встречного транспорта налево во дворы. При этом он должен уклоняться от веток близко стоящих деревьев, учитывать поведение пешеходов и объезжать тех, кто с колясками гуляет по велодорожке, анализировать броуновское движение собак на длинном поводке и разъезжаться с роллерами. А есть ещё любители оставлять авто где ни попадя, что создаёт условия ограниченной видимости. Для полной красоты осталось встретиться с едущим навстречу товарищем, который днём врубил на максимум мощный велофонарь. И плюс к этому ещё нужно париться по поводу бордюров, а в тёмное время и по поводу недостаточной освещённости велодорожки!

Под удобством понимается комфорт при движении по велодорожке, а под практичностью - удобство, выгодность, экономичность для решения практических задач: одни будут пользоваться велодорожками для прогулок, другие - для поездки на учёбу и работу, третьи - для поездок в магазины и др. Вот что имеет ценность, а не количество велопарковок и километров, о чём принято громко и пафосно трещать. 30 км велодорожек - это неплохо, а сколько из них рабочих-то будет?

На текущий момент велодорожки служат для прогулок. Для поездок на учёбу и работу необходимо где-то переодеваться (о душе молчу) и оставлять велосипед с уверенностью, что он там и останется. Для поездок в магазин или рынок также нужны надёжные велопарковки или возможность совершать покупки, везя велосипед рядом. Возможность подъезда на велосипеде к остановкам транспорта интересна, но, например, потянуть в горку от м. Чертановская до м. Беляево сможет далеко не каждый и далеко не каждый захочет продолжить потом поездку в транспорте уставшим и вспотевшим.

Мне кажется, что в настоящее время имеется непонимание того, что велодорожки реально могут предложить на начальном этапе развития инфраструктуры. На них хотят нагрузить всё и сразу. Но мышь не потянет слона. Не получится два раза ударить киркой и выгрести тонну золота. В ближайшее время велодорожки смогут эффективно выполнять только одну функцию - активный отдых, на чём и нужно сосредоточить усилия. К этому делу нужно по уму подключить “очаги” активности, в качестве которых традиционно выступают места для отдыха - парки, набережная Москвы-реки. Напрмер, МакВело - приезжай на велосипеде и получи скидку 10%! Чисбургер, кола и езда на велосипеде не сочетаются друг с другом, но идейка вполне рабочая.

Прежде чем грузить народ велозаездами нужно дать возможность почувствовать то, как здорово просто кататься на велосипеде. Компьютеры и айфоны глубоко засели в мозгах и будет непросто убедить, что езда на велосипеде интереснее и полезнее отстреливания рук и ног у виртуальных монстров. Велопрогулка для настроения - вот, что нужно на начальном этапе, а не унылая тряска от одной станции метро до другой в стиле ”Битца”. Многие приходят в шок от одного слова бордюр, а тут сплошной инфаркт и дорога ужасов. Можно сделать и проще - объявить, что нормальные велодорожки делать не умеем-с, а посему Москва - центр велоэкстрима и можно лепить километры как вздумается. Но в этом случае не стоит слишком громко и часто говорить о транспортной функции, велоспорте и менталитете.

Copyright © starport 2011