Главная События Маршруты Информация Контакты
Крути педали

Как выбрать велофару?

Оглавление

29.06.12

Начнём с более простого - выбора заднего велофонаря. При езде в тёмное время суток он обязателен, так как без него велосипедист представляет собой тень на колёсах, что особенно опасно при движении по проезжей части. Водители и днём-то не всегда могут вовремя увидеть и различить велосипедиста, что тут говорить про ночь. Недавно я катался в лесу, и чуть было не вкатил на скорости в велосипедиста, который ехал впереди только с включенной передней велофарой. Сначала я вообще подумал, что это пешеход с фонариком гуляет.

Экономить на заднем велофонаре не стоит, но и приобретать сверхяркий задний велофонарь за несколько тысяч рублей не всегда оправдано. Для езды ночью по проезжей части действительно нужен яркий велофонарь (на аккумуляторе), потому что многие автолюбители любят погонять в темноте. Для катания по дорогам без машин достаточно и фонаря с пятью светодиодами, работающего от батареек. Важно, чтобы крепёж фонаря позволял менять угл установки для улучшения его видимости другими участниками дорожного движения.

Не стоит гнаться за креативными велофонарями с непонятной второстепенной функциональностью и дизайном в виде черепа с поворотниками и т.п. На первый взгляд кажется, что поворотники нужны, но на проезжей части поворачивать налево велосипедистам в большинстве случаев запрещено и опасно, при езде по бульвару или парку - это излишне, а в тёмном лесу практически и нет никого. Поворотники на велосипеде - это непривычно и непонятно.

Передний велофонарь требуется для решения двух основных задач: обеспечить видимость велосипедиста для других участников движения (габаритный огонь) и хорошо освещать дорогу с окружающей местностью. С первой задачей легко справляется практически любая велофара, а вот для хорошего освещения дороги подойдёт не каждая модель.

В настоящее время наиболее распространёнными являются светодиодные приборы, которые вытеснили с рынка фонари с неэкономичными галогеновыми лампами. В продаже можно встретить и фантазию, называемую “ксеноном” за смешные деньги - 300-500 руб. Газоразрядные ксеноновые фонари стоят от 8-10 тыс. руб., а велофары ещё дороже и найти их непросто. За эти деньги, разве что, ремешок от хорошей велофары можно купить, а не ксенон.

В качестве переднего фонаря можно использовать - передний габаритный фонарь, маломощную или мощную велофару с креплением на руль и/или на голову.

Передний габаритный фонарь - это точечный источник света с узким лучом, которым по определению невозможно осветить дорогу и окружающую местность. Его основная задача - обеспечить видимость велосипедиста. При прочих равных условиях он светит дальше велофары, но в большинстве ситуации можно спокойно обойтись и без него.

Для освещения дороги и окружающей местности служат велофары (не путайте его с фонарём). А можно ли сэкономить и вместо велофары использовать фонарик, который при желании можно снять с руля? Мысль сэкономить интересная, но практика показывает, что специально предназначенная для определенного использования вещь имеет ощутимые преимущества перед "комбайном", в котором пытаются совместить и это, и то. Фонарик можно установить на велосипед, но это не превратит его в велофару.

Для питания светодиодов в маломощных велофарах используются батарейки, а в мощных - аккумуляторы или сборки аккумуляторов.

Маломощные светодиодные велофары на батарейках

Достоинства

  • Большое время работы от одного комплекта батареек (несколько десятков часов на максимальной мощности и ещё больше в мигающем режиме)
  • Невысокая стоимость
  • Небольшой вес
  • Простота установки

Недостатки

  • Небольшой световой поток и невысокий уровень освещенности
  • Невразумительное световое пятно у многих моделей
  • Практически бесполезны в сумерках
  • Невыразительное конструктивное исполнение некоторых моделей

Мощные светодиодные велофары на аккумуляторах

Достоинства

  • Большой световой поток и хороший уровень освещенности
  • Работают в сумерках
  • Функциональность. Помимо режимов ближний свет/дальний свет могут иметь ступенчатую или плавную регулировку яркости

Недостатки

  • Высокая стоимость
  • Небольшое время работы на максимальной мощности (2-4 часа)
  • Длительная зарядка аккумуляторов (3-5 часов)
  • Большой вес

Перед велосипедистом встаёт проблема выбора велофары: либо большое время работы, но небольшая яркость источника света, либо большая яркость источника света, но небольшое время работы.

Если вы собираетесь кататься в темное время суток в прогулочном темпе со скоростью 10-15 км/ч по более или менее хорошему покрытию, то в этом случае подойдёт и маломощная велофара. Она освещает пространство, что называется, в общих чертах: светоотражающие материалы видны очень хорошо, пешеходы и крупные статичные предметы также видны неплохо, а вот неосвещенные небольшие предметы и препятствия на дороге (камни, ямы, корни, бордюры и т.п.) освещаются недостаточно. На скоростях от 20-25 км/ч дальше первой хорошей ямы или люка уехать удастся не всем.

Если в темноте хочется кататься почти так же, как и при дневном свете, то без аккумуляторной велофары не обойтись. Часто велопрогулка занимает более 2-3 часов и заряда аккумулятора может не хватить. В таком случае можно либо установить на велосипед пару мощных велофар (что очень дорого), либо брать с собой запасной аккумулятор (что дешевле), либо поставить одну маломощную и одну мощную велофару, либо взять в руки паяльник и что-то изобразить под себя. Я склоняюсь к предпоследнему варианту, но здесь есть нюанс. Элементы питания не любят холод. Аккумуляторы устанавливаются на велосипед отдельно от фары и их можно положить в куртку или утеплить на раме, а батарейки устанавливаются в корпус фары и придётся думать над его утеплением.

Также можно увеличить время работы аккумуляторной велофары, если ехать в группе. Тогда можно меняться и включать фару на полную мощность только на первом велосипеде.

При выборе велофары помимо цены нужно обращать внимание на:

  • Световой поток велофары
  • Характер светового пятна
  • Управление
  • Длительность работы
  • Питание
  • Конструкцию колбы
  • Крепление
  • Отзывы пользователей

Знакомство с велофарами можно начать с сайта shop.magicshine.ru, где предлагаются модели от известного производителя светодиодных фонарей для активного отдыха. На сайте prolumen.ru можно посмотреть аналоги дешевле.

В настоящее время Magicshine предлагает велофары со световым потоком до 2000 люменов. Модель Magicshine MJ-808 со световым потоком 900 люмен считается “народной велофарой”, которая имеет оптимальное соотношение цена/практичность.

Велофара Magicshine MJ-808

Рис. 1. Велофара Magicshine MJ-808.

Определенный интерес вызывают модели MJ-816 (Чебурашка) и MJ-880 (Сова) - настоящий двухглазый монстр с максимальным световым потоком 2000 люмен!

Велофара Magicshine MJ-816 (Чебурашка)

Рис. 2. Велофара Magicshine MJ-816 (Чебурашка).

Велофара Magicshine MJ-880 (Сова)

Рис. 3. Велофара Magicshine MJ-880 (Сова).

Казалось бы, чем больше световой поток, тем лучше, но, во-первых, это значительно увеличивает стоимость велофары, снижает время работы и требует использования более мощной аккумуляторной сборки с большим весом , а, во-вторых, увеличивается теплоотдача мощных светодиодов со всеми вытекающими. В Интернете есть неплохой обзор модели MJ-880 (Сова), в котором говорится о том, что на максимальной мощности корпус этой модели раскаляется за секунды и в таком режиме он может адекватно работать только при движении, охлаждаясь воздухом.

Характер светового пятна - также важная характеристика. Важна не только яркость пятна в центре, но и ширина луча, а также распределение потока в пределах угла излучения. В световом пятне недорогих велофар часто можно видеть ореол - световое кольцо вокруг светового пятна. Кто-то считает этот эффект полезным, но согласиться с этим можно с трудом. Велофары с недостаточной шириной светового пятна затруднят движение. Узкий луч не позволит вовремя увидеть крутой поворот и можно легко вылететь на обочину. В этом плане мне нравится модель MJ-816 (Чебурашка), в которой реализован дальний и ближний свет, которые могут работать одновременно дополняя возможности друг друга.

Простые велофары могут работать в 2-х режимах: постоянный или мигающий. В мощных велофарах есть несколько режимов управления яркостью. Переключение режимов происходит путём нажатия кнопки. В большинстве велофар кнопка управления находятся на его корпусе,но, например, в модели MJ-816 (Чебурашка) кнопка крепится на руль отдельно, что весьма удобно.

Зачем нужен режим мигания? В светлое время и в сумерках мигающий источник привлекает внимание лучше постоянно горящего. Если задний фонарь установить в режим постоянного свечения, то водитель автомобиля может ошибочно принять велосипед за скутер, мопед или мотоцикл и совершить опасный для велосипедиста манёвр, не рассчитав его скорость и характер движения. Мигающий фонарь - это отличительная черта велосипедиста, хотя само мигание ярких светодиодов напрягает прилично. В сумерках маломощная передняя велофара практически не освещает дорогу и для привлечения внимания её переводят в мигающий режим. В полной темноте в местах без движения транспорта лучше воспринимается постоянное свечение, но здесь нужно учесть то, что с фонарём могут идти и пешеходы. Встречный велосипедист движется прямолинейно, а встречный пешеход может двигаться и вбок, что нужно предусмотреть заранее во избежание столкновения с ним. Кроме этого режим мигания значительно (в 2 раза) увеличивает продолжительность работы от одного комплекта батареек или заряда аккумулятора.

Обратите внимание на крепление фонаря. Некоторые модели крепятся при помощи хомута с безвинтовой затяжкой на резиновую прокладку, которая теряется на второй день, хомут невозможно затянуть и фонарь болтается на подседельном штыре. Гораздо надёжнее крепление на резиновых кольцах или хомутах с винтовой затяжкой. Что касается резиновых колец, то их желательно установить один раз и часто не дёргать.

По совету продавца я на пробу взял модель CATEYE HL-EL220 (60 часов работы от 4-х пальчиковых батареек).

Велофара CATEYE HL-EL220

Рис. 4. Велофара CATEYE HL-EL220.

Как запасной долгоиграющий велофонарь в условиях неспешной романтической велопрогулки в полной темноте он подойдёт, но для слабых зрением и желающих погонять в ночном лесу и требуется аппарат значительно серьёзнее. Я попробовал разогнаться по известной асфальтированной дороге в тёмном лесу. Более или менее комфортно было ехать до 20 км/ч. Выше уже с трудом вписывался в повороты и достаточно сильно напрягался по поводу пешеходов и собак без светоотражательных элементов и возможных препятствиях на дороге. В сумерках он практически не работает. Если ехать по освещенному сквозь листву тротуару, эффект есть, но опять же на большой скорости ни люки, ни ямы не видны. Из серьёзных минусов CATEYE HL-EL220 могу отметить то, что из-за невразумительной конструкции колбы он неслабо светит в лицо. Лечится это наклеиванием непрозрачного материала на верхнюю часть колбы.

Если сравнивать CATEYE HL-EL220 (5 светодиодов) с налобным фонарём NO:6611A на светодиоде 1CREE-Q3 c оптикой и зумом, то первый вариант понравился больше, хотя и не всегда удавалось осветить всё, что хотелось. В дальнейшем напишу впечатление от их совместной работы.

Часто велосипедисты катаются с двумя передними фонарями: велофара на руле и фонарь на голове. Первый - стационарный - освещает дорогу, а второй - мобильный - пространство по линии взгляда, что очень удобно не только для освещения окружающей местности при движении, но и в случае остановки на ремонт.

На youtube есть демонстрация работы некоторых моделей, но одно дело картинка и совсем другое - реальные условия. Недавно видел двух велосипедистов с фарами на мощной галогеновой лампе. Эти лампы кошмар сколько потребляют энергии, но светили они так, будто выехал на солнечную поляну.

Несколько слов про установку положения велофары. Задача заключается в том, чтобы, с одной стороны, она хорошо освещала дорогу и окружающую местность, а с другой стороны не слепила слишком кошмарно движущихся навстречу велосипедистов и пешеходов. Если велофара маломощная (типа CATEYE HL-EL220), то имеет смысл установить её горизонтально. Дорогу она всё равно не сможет хорошо осветить, так хотя бы издали будут видны предметы со светоотражающими элементами или без них. А вот с мощной велофарой придётся повозиться. Тут нужно будет учесть еще и рельеф местности, где планируется кататься. Если велофару установить под слишком большим наклоном к земле, то перед колесом всё будет видно как днём, но подъем в горку и повороты с таким положением фары освещены не будут, что весьма опасно, так как не будет видно мчащихся или идущих навстречу без фонарей. Если велофару поднять слишком высоко, то мощный светодиод(ы) будут маниакально слепить глаза встречным участникам движения, так как не все велофары имеют горизонтальную отсечку. Как не крути, а неудобства будут всегда. Наиболее разумно в этом случае переключать дальний свет на ближний, как это делают водители механических транспортных средств согласно ПДД.

Copyright © starport 2011 - 2024