Совершая совместные прогулки со знакомыми, я обратил внимание на то, что многие из них испытывают трудности при езде на велосипеде, что выражается в неэффективной и весьма опасной езде. В помощь начинающим велосипедистам ниже приведена информация из моего личного опыта, которая поможет почувствовать себя увереннее при катании на велосипеде.
Движение на велосипеде по дороге отличается от прогулки по бульвару, парку и лесу повышенной опасностью. Перед тем как выехать на дорогу нужно не только изучить правила дорожного движения для велосипедиста и иметь общее понимание ПДД, но и обладать определенными навыками, которые помогут снизить риск при езде совместно с автомобилями. Помните, выиграв секунду можно потерять всю жизнь!
Выезжать на дорогу нужно подготовленным:
Нарабатывать технику езды на велосипеде и управления им следует в безопасных местах, например, на бульваре. После освоения езды с удержанием руля двумя руками нужно развить навык езды с управлением велосипеда одной рукой. Если вы можете нажимать на тормоз и одновременно переключать скорости в нужном направлении, не глядя на них, то всё уже неплохо. Если же каждое переключение скорости требует вашего внимания, то нужно ещё работать. При экстренном торможении нет времени рассматривать руль велосипеда и ручки тормоза. Нужно тормозить.
Велосипедист на дороге должен не только хорошо видеть окружающую обстановку, но и предвидеть возможные варианты её развития. Предположим, что у тротуара по ходу движения стоит грузовик с выключенным двигателем, занимая при этом половину полосы. Велосипедисту кажется, что грузовик пустой, и он объезжает его с указанием сигнала влево максимально близко к грузовику, поскольку слышит приближающийся сзади автомобиль. А в это время открывается кабина грузовика или перед грузовиком выходит пешеход, которого велосипедист за грузовиком не видел, как и первый не заметил последнего. Если бы велосипедист обладал навыком предвидения ситуации, то он, во-первых, внимательно просматривал диагонали и всю переднюю полуплоскость для своевременного обнаружения опасного пешехода, а во-вторых, принял во внимание то, что водитель может находиться внутри и физически не может видеть за кузовом приближающегося велосипедиста. После просчёта ситуации велосипедист посмотрит назад, заранее покажет сигнал левого поворота, сбавит скорость и возьмёт на 1,5-2 метра левее грузовика, оставаясь в той же полосе движения. Автомобилисты хорошо видят грузовик и на размеченной дороге обычно чётко едут по своей полосе. Манёвр велосипедиста в пределах правой полосы не доставит им больших проблем.
Часто просчитать все возможные варианты развития ситуации невозможно и тогда остаётся последний шанс - реакция. Под реакцией здесь понимается способность быстро оценивать ситуацию и совершать правильные действия. Хорошая реакция - это последний шанс для велосипедиста максимально минимизировать ущерб от столкновения с внезапно возникшим препятствием при движении или поломке велосипеда. Необходимо обладать не только общей реакцией, которую необходимо развивать с детства, но и "велосипедной". Если человек обладает прекрасной реакцией при игре в компьютерные игры, то это не значит, что этого будет достаточно при езде на велосипеде. На практике часто ситуация выглядит так: человек обладает хорошей аналитической реакцией, но совершает действия, которые увеличивают ущерб для здоровья. Например, вместо торможения и объезда препятствий некоторые велосипедисты предпочитают падать на бок, что является далеко не самым лучшим решением или при возникновении опасности блокировки переднего колеса в достаточно глубокой яме или о высокий бордюр они железной хваткой тормозят передним тормозом, вместо того, чтобы рывком на себя в позиции атаки поднять переднее колесо над препятствием и избежать падения через руль. Запомните то, что путем торможения невозможно преодолеть препятствие. Преодоление препятствия в штатном режиме всегда происходит минимум в два этапа: первый – торможение для сброса скорости при подъезде к препятствию, второе – действие по преодолению препятствия, стоя на педалях. В экстренном случае нужно всегда переходить сразу ко второму этапу – преодоления препятствия, стоя на педалях. Велосипеду, конечно, достанется, при въезде на скорости на бордюр, но зато велосипедист не упадёт и не отобьёт себе ничего. При преодолении препятствия необходимо следить за положением центра тяжести системы велосипед-велосипедист. Если при блокировке переднего колеса центр тяжести находится высоко (велосипедист стоит на педалях в полный рост), то он продолжает движение по инерции над рулём вокруг оси переднего колеса. Если же при блокировке колеса препятствием центр тяжести находится низко (велосипедист сидит в седле), то можно хорошо приложиться животом об рулевую колонку.
Иногда можно встретить совет не тормозить передним тормозом, так как это приводит к падению через руль. Авторы этого совета, видимо, полагают, что передний тормоз на велосипеде стоит для красоты. Запомните, что для эффективного торможения на нескользкой поверхности всегда пользуются двумя тормозами без блокировки колёс. При этом необходимо научиться дозировать усилия при использовании обоих тормозов. Если происходит блокировка заднего колеса, то велосипед заносит. Если заблокировать тормозом переднее колесо, то резко увеличивается вероятность падения на бок. Падение через руль возможно в случае блокировки переднего колеса препятствием при смёщённом вверх и к рулю центре тяжести или при блокировке колеса передним тормозом на высокой скорости при очень высоком положении центра тяжести, смещённом к рулю. Если падения на дороге не избежать, то безопаснее падать направо, потому что по левой полосе едут автомобили. В условиях плотного движения правая нога постоянно должна быть готовой опуститься на землю, а в случае крайне опасности оттолкнуться от земли, помогая соскочить с велосипеда и прыжком или кувырком направо помочь велосипедисту уйти от опасности.
Крайне опасна попытка объехать слева транспорт, который уже отъезжает от остановки и тем самым вынуждает велосипедиста выезжать в левый ряд. Не рискуйте!
Если транспортное средство приближается к остановке за велосипедистом, то есть два решения, либо выполнить ускорение, если остановка находится близко, а транспорт далеко и приближается небыстро, либо, если остановка далеко, снизить скорость и позволить себя обогнать. Я не раз был свидетелем того, как троллейбусы, автобусы и маршрутки останавливались в стиле Шумахера, заехавшего на пит-стоп. Если вы чувствуете, что транспортное средство подрезает вас слева, то лучше быстро остановиться, потому что в противном случае можно оказаться под его колёсами. Водители средств общественного движения особенно не любят велосипедистов, потому что последние их нервируют, двигаясь по той же полосе.
Объезд стоящих на дороге автомобилей
Снизьте скорость и оцените вероятность того, что перед автомобилем перейдут дорогу или откроют дверь. Будьте особенно осторожны в случае, если автомобиль стоит с работающим двигателем. Есть любители без предупреждения с места рвать под сотню.
Преодоление и объезд препятствий на дороге
В зависимости от характера препятствий их можно либо преодолеть, либо объехать. Запомните одно из важнейших правил при езде на велосипеде в условиях окружающего движения (машин, пешеходов и др.) - не делайте резких манёвров! Это особенно относится к случаю проезда препятствий. Если препятствие видно заранее, то покажите сигнал влево (реже вправо) и объезжайте его. Если же вы прозевали момент появления преодолимого препятствия, то нужно ехать по нему! Последнее правило особенно актуально при езде в группе. Если велосипедист вильнёт для объезда препятствия, которое он прозевал, то позади него с большой степенью вероятности получится неслабый завал.
Иногда возникает необходимость заехать на бордюр, который идёт параллельно движению велосипеда. Если пытаться въехать на него по касательной (под острым углом), то существует большая вероятность падения, так как бордюр блокирует изменение направления движения колёс и направляет их по исходной траектории вперёд. Переднее колесо изменило направление и скорость его вдоль исходной траектории существенно уменьшается, а вот скорость заднего колеса вдоль исходной траектории уменьшается слабо, в результате чего велосипед резко разворачивает. Чем больше угол колеса к препятствию с выступающей вверх гранью, тем безопаснее преодолевать его. Чем выше препятствие с вертикальной гранью, тем больше должен быть угол расположения колеса к нему. Безопаснее всего проходить препятствие с резкой вертикальной гранью (типа бордюра) перпендикулярно к нему. Пологие препятствия можно преодолевать и по касательной.
Колея является частным случаем препятствия с вертикальной гранью. Если велосипед попал в колею, то самое безопасное – это быстро остановиться, слезть с велосипеда и вытащить его из колеи. Можно снизить скорость и рывком руля на себя в позиции атаки вывести переднее колесо из колеи. При этом нужно обеспечить необходимый угол выхода из колеи, иначе она заблокирует заднее колесо, и велосипед резко развернёт.