06.03.16
Когда речь заходит о повышении эффективности движения на велосипеде, то можно услышать в ответ такие фразы: я не занимаюсь велоспортом, мне это не надо, я и так неплохо катаюсь и т.п. Действительно, когда катаешься один или с подругой, то можно ехать в любом комфортном режиме, но при езде в группе приходится поддерживать скорость ее движения. Со стороны кажется несложным держаться в группе из 20 любителей разного возраста, но нужно учесть, что большинство этих любителей могу в день проехать от 50-70 км в хорошем темпе. Готов ли к этому велосипедист, который едва накатывает 5 км по парку или бульвару около дома?
Мой опыт совместных велозаездов показывает, что иной раз на них приезжают совершенно неподготовленные во всех отношениях велосипедисты, которые рассчитывают не на свои силы и возможности, а на фразу в анонсе мероприятия ”едем не спеша, отстающих ждём”. Не спеша - понятие относительное. Для начинающих велосипедистов это может быть 10 км/ч, для опытных на горных велосипедах - 20 км/ч, для велосипедистов на шоссейных велосипедах - 30 км/ч. Отсюда и вопрос, а куда все погнали-то? А никто и не гнал. Просто 18-20 км/ч - это скорость, с которой большинству подготовленных любителей вполне комфортно ехать на горном велосипеде с 26-дюймовыми колесами. Если человек не готов к этому, то ему, скорее всего, придётся в прямом смысле мучиться и выживать, ехать на пределе своих возможностей, и сходить с дистанции в полном разочаровании. Как минимизировать возникновение подобных ситуаций? Для начала нужно проверить и оценить свою готовность к совместным поездкам.
Можно выделить следующие факторы, влияющие на эффективность езды на велосипеде:
Эффективность езды зависит не только от физической подготовки велосипедиста. Если вы считаете, что у вас слабые ноги или недостаточно развитая сердечно-сосудистая система (ССС), то это не повод расстраиваться. Во-первых, большинство из перечисленных моментов мы можем улучшить, во-вторых, нередко проблема заключается не в слабой физической подготовке, а в том, что человек не знает, казалось бы, очевидных основ. Иногда достаточно нескольких советов, чтобы велосипедист понял суть и стал более эффективно распределять свои усилия - в подъем поработать, на спуске отдохнуть, но не выйти из рабочего режима, на горизонтали поддерживать скорость без лишних усилий.
Все перечисленные составляющие работают в комплексе и нельзя выделить ту, от которой будет зависеть практически всё. Есть от природы очень сильные и выносливые люди, которые только за счет этого могут превзойти подготовленных и сильных велосипедистов. Но мы говорим о КПД - отношении полезной работы к затраченной энергии (а не абсолютной силы и мощности), на что влияют разные факторы, как внутренние, так и внешние. Человека можно посадить на профессиональный шоссейный велосипед за 500 тыс. руб., но при отсутствии физической подготовки и техники езды он и на нем будет постоянно ехать в отвале даже при умеренном темпе движения. Физическая подготовка кажется основой, но и она бывает разной. Одно дело при весе 100+ рвать штанги с пола, и совсем другое ехать с таким весом в подъем на горном велосипеде. Велосипедист, обладающий хорошей техникой езды, будет иметь значительное преимущество перед физически более сильным товарищем со слабой техникой езды.