Главная страница Обучение Маршруты Статьи Контакты
Крути педали

Техника езды на велосипеде и движение в группе

Оглавление

12.03.16

Техника езды на велосипеде - это обширная тема, важность изучения которой трудно переоценить. От неё во многом зависит безопасность как самого велосипедиста, так и окружающих. При движении в группе роль последнего значительно возрастает. Недостаточная подготовка одного велосипедиста доставит немало проблем едущим рядом, по причине чего уже после первых километров движения происходит перераспределение велосипедистов в группе.

Опытные велосипедисты ожидают от других похожие на свои действия, либо предпочитают держаться на увеличенной дистанции от тех, в движении которых они не уверены. Через некоторое время опытным товарищам надоедает постоянно вываливать из группы и догонять ведущих, и они собираются в голове группы, а отстающие и неподготовленные вынуждены ехать в хвосте, что приводит к ещё большему растягиванию группы. В анонсе мероприятия может быть указано движение в небыстром темпе, но, когда в голове группы собираются подготовленные велосипедисты, то они непроизвольно будут ускоряться: если все вокруг них могут ехать быстрее, то почему бы и не поехать быстрее?

Нередко можно видеть, как некоторые велосипедисты постоянно притормаживают даже на пологих спусках. Они боятся скорости и разных помех на дороге (люков, решеток, трещин, ям и т.п.). Перетормозил на спуске и придётся группу догонять против ветра в одиночку или холмик штурмовать с минимальной начальной скоростью.

Тот, кто едет за постоянно отстающим велосипедистом, вынужден нарушать свой режим работы и постоянно ускоряться для обгона. А при умеренном встречном ветре не успеешь опомниться, как 3 метра разрыва превратятся в 20 метров, закрыть которые сможет уже не каждый.

Несоблюдение дистанций - другая распространенная проблема. Первый перетормозил, второй не держал дистанцию и оба на обочине. Или первый остановился перед светофором, а вредитель за ним въехал в задний переключатель. А теперь представим крутой спуск с резким торможением и несоблюдением дистанции.

Движение на увеличенной дистанции также может говорить о недостаточной подготовке велосипедиста. Вместо того, чтобы спрятаться от ветра за спиной впереди едущего, слабый в технике езды велосипедист (и тот, у кого тормоза не работают как надо) старается ехать на увеличенной дистанции, собирает ветер и отстаёт, отцепляя от группы и всех едущих за ним.

Если за 100% взять усилия, который тратит при езде первый велосипедист, то сидящий на колесе за ним будет тратить на 15-20% усилий меньше. Уже при умеренном встречном ветре это приличная экономия сил. Первый велосипедист может быть значительно сильнее едущего за ним, но ему приходится пахать против ветра, тогда как едущий за ним может выставить передачу потяжелее и крутить педали в расслабленном режиме. В идеале, нужно учитывать направление ветра и ехать за впереди идущим велосипедистом так, чтобы сопротивление ветра было минимальным. Благодаря этому можно добиться и более 30% снижения усилий. Но при движении по проезжей части в одного или колонной по двое, или при движении в любительской группе выбрать оптимальную позицию невозможно, что снижает КПД.

В любительской группе едут велосипедисты с разной степень подготовки, что приводит к постоянным ее разрывам, а догонять уехавших вперед в одиночку непросто даже подготовленным людям. Где в группе ехать слабым велосипедистам? Если они едут в конце колонны, то не мешают остальным, но замыкающий даже в группе из 10 человек может подвисать на расстояниях за 100 метров от ведущего. Если они едут сразу за ведущим, то кажется, что ведущему проще держать нужную скорость. Это не так. Слабые будут постоянно растягиваться группу - сидеть на колесе за ними мало кому захочется во избежание. В таком случае будут напрягаться уже все. Одного отстающего ещё можно подвезти, но, если их несколько, то придётся после каждого подъёма делать "перекуры". В лесу ситуация может быть и вовсе печальной. Из-за слабой техники прохождения препятствий достаточно пары корней и ям, чтобы и на скорости 5 км/ч отстать.

Оптимальным решением могло быть деление группы на две - подготовленные велосипедисты с первым ведущим уезжают вперед, а слабые со вторым ведущим и замыкающим едут за ними как могут, но маршрут к месту назначения иногда знает только один человек, а раций нет или прием нестабильный.

Типичная ошибка отстающих от группы состоит в том, что они пытаются её догнать в одиночку и буквально рвут для этого жилы, загоняя организм в какой-то беспредельно тяжелый режим работы. Потом приходится искать их по всей трассе. Если велосипедист чувствует, что он может ехать быстрее остальных отстающих, то собери их и возглавь. Если же сил нет, то стоит поискать широкую спину более сильного товарища и передохнуть за ней.

Ехать в группе физически и психологически легче, и значимость её в глазах остальных выше. Когда позади болтается россыпью 5 человек, то это одно, когда же эти пять человек едут в группе, то это совсем другое. Отстающие по одиночке велосипедисты испытывают стресс и могут легко запаниковать, когда теряют зрительный контакт с остальными. Помнится, однажды я решил сыграть в героя и подстраховать отстающего велосипедиста. Группа даёт просвет 200 метров и скрывается за поворотом, а человек сообщает, что он сходит с маршрута и возвращается обратно на электричке. Не сказать, чтобы возник испуг, но поиск группы на неизвестном маршруте в мои планы не входил.

Не нужно терпеть до последнего. Нужно сообщить, что решил сойти с дистанции. Велосипедисты с пониманием к этому отнесутся и снизят скорость до ближайшей станции. А вот к молчунам-терпилам, которые где-то тихо затерялись и создают необходимость возвращаться за ними и искать по 20-30 минут, отношение после этого будет совсем другим.

Не раз наблюдал неприятные падения при заезде сидя и стоя в лоб и по касательной на бордюры и рельсы, а также при движении по колее. Кто-то впереди вильнул в сторону для объезда палки или ямы, едущий за ним притерся передним колесом и на земле может оказаться несколько человек.

Если велосипедист не умеет педалировать стоя, то это также большая проблема, над решением которой следует поработать отдельно. Техника езды стоя на педалях помогает не только при движении в подъемы для перераспределении усилий на разные группы мышц, но и при прохождении различных препятствий. Далеко не все препятствия можно безопасно проехать сидя в седле. В некоторых случаях с большой долей вероятности при этом возможны падения и травмы. При езде стоя ноги работаю как амортизаторы и даже в случае жесткого наезда на препятствие последствия будут не столь печальными. Это в первую очередь касается девушек, которые по ряду причин не желают или не знают о данной технике. Один высокий бордюр, отштурмованный сидя, и больше на велосипеде кататься не захочется.

Начало движения, остановка, торможение, прохождение поворотов, преодоление препятствий и т.д. - все эти элементы важно уметь выполнять эффективно и безопасно. Одно дело получить травму или сломаться возле дома при наличии аптечки и знающих людей рядом и совсем другое без всего и в глуши.

Наглядным введением в езду группы любителей можно увидеть на велопарадах и аналогичных массовых заездах. Движение на них имеет определенную специфику, но опыт будет полезен, так как будет возможность увидеть последствия от притирок колёс, "гармошек" при резких торможениях, подрезов, езды без шлема, прыжков на бордюры, езде по рельсам, ускорений в тоннелях и др.

Если вы хотите быстрее научиться эффективному катанию, то наблюдайте за тем, кто и как едет рядом и анализируйте это: на какой передаче, с какой частотой педалирует, как проходит поворот, спуск, подъем и т.п. Ошибок много, но, как говорится, на них учатся и задают вопросы. Следить за окружающей обстановкой нужно постоянно, так почему бы заодно не подсмотреть что-то полезное на будущее?

Одним из существенных моментов, резко снижающих уровень техники езды и ее КПД относится к неэффективному педалированию.

Copyright © starport 2011