Главная страница Обучение Маршруты Статьи Контакты
Крути педали

Переключение передач

Оглавление

15.03.16

Переключение передач (скоростей) на велосипеде - это постоянный процесс, благодаря которому подбирается долговременный и эффективный рабочий режим. Здесь нужно прислушиваться к своим ощущениям.

В предыдущем материале речь шла о равномерности и работе на постоянной мощности. Это не нужно воспринимать как выбор одного режима работы организма, в котором следует ехать всю дистанцию. Мы не роботы и работать в одном режим непросто как физически, так и психологически. На каких-то участках можно затяжелить передачу и покрутить медленно, несколько метров проехать педалируя стоя для расслабления ягодиц и т.п. Режимов работы несколько, но в каждом из них добиваемся равномерности и не делаем резких движений, если только это не опасная ситуация.

Если ваша средняя скорость движения примерно равна или выше средней скорости группы, то поездка будет комфортной. Что выбрать, облегченную передачу и высокую частоту педалирования или затяжеленную передачу с невысокой частотой педалирования? Это можно понять только на практике. Некоторые велосипедисты не могут крутить педали даже со умеренной средней частотой. В таком случае баланс практичнее сместить в сторону приоритета передачи, как показано точкой на рисунке ниже, и поработать над силой ног. В этом случае невысокую частоту педалирования можно будет компенсировать способностью крутить затяжеленные передачи для получения заданной скорости.

Выбор рабочей точки

Выбор рабочей точки.

Если же силовая выносливость ног невысокая и не получается быстро крутить педали, то, возможно, стоит поработать над скоростью вращения педалей - выбрать легкую передачу и заставить ноги шевелиться быстрее. Сила и быстрота педалирования - это, как сказал бы игроман, "скиллы" (навыки) героя в игре, которые нужно прокачать в выбранной последовательности.

Одной из распространенных ошибок является “езда на одной передаче”. Окружающие условия и рельеф местности при движении на велосипеде постоянно меняются. Использование одной передачи везде и всегда автоматически приводит к низкому КПД: на равнине велосипедист не может выйти на крейсерскую скорость, на спуске ноги забалтываются, а в подъем приходится терпеть. Большое количество передач на горных велосипедах предназначено для подбора оптимального режима работы в меняющихся условиях, чем нужно пользоваться. В противном случае, лучше купить односкоростной велосипед для прогулок по асфальтированным велодорожкам в парках.

Возьмем в качестве примера систему передач 3x10 (3 звезды впереди и 10 сзади). Чем больше отношение количества зубцов передней звезды к задней, тем при неизменной частоте педалирования скорость будет выше. Нумерация звезд идет слева-направо и соответствует обозначению скоростей на переключателе: чем выше передача, тем больше номер скорости и тем больше скорость. Отсюда максимальная передача (самая тяжелая) будет 3x10, минимальная 1x1 (самая легкая). Если на велосипеде установлен нецифровой индикатор скорости, то нужно запомнить направление перемещения стрелки в нем.

Если движение происходит на средней спереди и средней сзади звезде, то для увеличения передачи (теоретической скорости) нужно либо переключиться на большую переднюю звезду, либо переключиться на меньшую звезду сзади, либо осуществить оба этих действия последовательно.

Передние звёзды служат для задания основного режима работы (грубая настройка), задние - для детальной (точной) подстройки. Мне больше нравится кататься на больших (тяжелых) передачах, исходя из чего передние звезды разделяю на:

  • равнинную
  • горную (вспомогательную),
  • экстремально горную

То есть, 95-100% дистанции проезжаю на большой передней звезде, включая и подъемы. Дело в том, что трансмиссия любительского уровня с большими люфтами, небольшим количеством звезд позади и широкой цепью позволяет работать при больших перекосах цепи, что меня устраивало. После перехода на новый велосипед с более качественной трансмиссией работа на больших перекосах цепи стала невозможной, но решил не менять свою технику езды, а поработать над силовой выносливостью.

В более качественной трансмиссии (уровня Deore XT) люфты минимальны, цепь узкая и её большие перекосы приводят к быстрому изнашиванию и так небольшого ресурса цепи и звёзд, а максимальные перекосы могут привести даже к разрыву цепи или другим поломкам. Для исключения больших перекосов цепи рекомендуют использовать передние звезды только с определенной группой задних звезд: большая - с 3-4 самыми маленькими сзади, средняя - с 3-4 средними сзади, маленькая - с 3-4 большими сзади. Диапазон передач будет таким:

  • 1x1-4
  • 2x4-8
  • 3x7-10

То есть, самая легкая передача при использовании большой передней звезды в таком случае будет 3x7 - это передача, которая в благоприятных окружающих условиях позволяют выйти на среднюю скорость движения горного велосипеда с 26-дюймовыми колёсами при комфортной частоте педалирования. Если велосипедист привык кататься в расслабленном прогулочном темпе на передаче в районе 2x5, то при движении в группе он вынужден переключиться на 2-8 и педалировать на пределе. На спуске группа переключается на 3x8-10, а он продолжает пытаться выкрутить 2x8, потому что не привык работать на большой звезде или переключатель не позволяет переключиться на нее. Езда на 2x - это езда без запаса и аналогична покупке компьютера, который через год придётся сменить на гораздо более мощный и дорогой.

Задние звёзды с номером 7 и 8 - это универсальные звёзды, которые без перекоса работают с двумя большими передними звёздами. Это позволяет грубо, но быстро переключиться между передачей 3x7 и 2x7.

Если нужно быстро и резко снизить нагрузку, используйте передний переключатель. Использование для этого заднего переключателя является частой ошибкой даже у опытных велосипедистов. Они начинают возиться с задними звёздами, чувствуют, что этого недостаточно, под нагрузкой переключают переднюю звёзду и цепь слетает, либо скорости уже нет и нужно идти пешком.

Во избежание поломок петуха, соскакивания цепи и прочего, переключение передач нужно осуществлять при незначительной нагрузке на цепь. Если передачу нужно переключить в подъем, то немного ускоряемся, минимизируем натяг цепи и производим переключение.

Если психологически трудно перейти на 3x (езда на большой передней звезде равнин и спусков), то начните с приседаний. После выхода на 100-150 приседаний за подход с этим уже не должно быть сложностей. Ноги привыкнут к нагрузке.

Переход на 3x - это принципиально новый уровень после катания всего на 2x. Это как смена видеокарты: на старой игрушки тормозили, а на новой все летает, хочется их пройти заново и на большом мониторе! Переход на 3x - это новые ощущения и удовольствие от катания на велосипеде! Поначалу будет казаться нерабочей передача 3x10, но вскоре и этого станет мало на иных спусках. Люди с недоверием относятся к просьбе переключиться на 3x8 и не отставать от группы. Кажется, что это слишком тяжело. Но через некоторое время у тех, кто отважился на это, появляется огонь в глазах, потому что они прочувствовали, как можно ездить на велосипеде!

КПД при движении на велосипеде зависит от многих факторов. Это чем-то напоминает фотосъемку, где также нужно учитывать много факторов для получения качественного снимка: освещение, освещенность, баланс белого, выдержку, диафрагму, характер и подвижность объекта съемки. С практикой все станет понятнее, и многие действия будут происходить на автомате. Нужно стремиться к тому, чтобы освободить зрение от контроля за переключением передач и нажатий на тормоз. Зрение необходимо для постоянного наблюдения за окружающей дорожной обстановкой, отчего зависит безопасность велосипедиста. А контроль многих действий можно производить на уровне ощущений организма, как это делают музыканты. Проще говоря, не нужно каждое переключение передачи сопровождать глазами.

Подбор передач - это в некоторой мере искусство. Если на велосипеде стоит качественная трансмиссия, то работать с передачами одно удовольствие, так как она позволяет плавно регулировать нагрузку. А что делать тем, у кого с переключением передачь беда или они не чётко работают? Мне известны следующие варианты: есть в ремонт, купить велосипед с качественным обвесом или "качать ноги" для того, чтобы и подъёмы вкатывать на равниной передаче без переключения на горную.

В заключении можно было бы провести тест на понимание взаимосвязи разных моментов, но пока ограничимся таблицей.

Облегчение передачи

Утяжеление передачи

Нагрузка на ноги

Уменьшается

Возрастает

Для поддержания исходной скорости частоту педалирования нужно

Увеличить

Уменьшить

Нагрузка на ССС

Увеличивается

Увеличивается, но возможно и уменьшение

Время на ускорение

Уменьшается

Увеличивается

Для увеличения скорости

Может привести к забалтыванию ног

Да

Максимально возможная скорость

Уменьшается

Увеличивается

Движение в подъем или против ветра

Облегчается

Резко возрастает нагрузка на ноги и ССС, что может быстро привести к их перегрузке

Движение со спуска

Незначительное увеличение скорости, ноги забалтываются

Возможно значительное увеличение скорости

Устали ноги

Да

Нет

Снизить мощность (общую нагрузку на организм)

Да

Нет

Copyright © starport 2011