Главная События Маршруты Информация Контакты
Крути педали

Часто встречающиеся ошибки при езде на велосипеде

Оглавление

Одна из наиболее распространённых ошибок при езде на велосипеде заключается в том, что велосипедист катается бездумно. То есть, сначала он попадает в ситуацию и только после этого начинает судорожно предпринимать действия, которые, по его мнению, способны минимизировать ущерб для него и велосипеда. Постоянная оценка ситуации, предвидение различных вариантов её развития и последствий – это один из основных навыков, необходимых каждому велосипедисту. Многие считают, что прогулка на велосипеде – это отдых. А какой же это отдых, если нужно постоянно думать? В том то и дело, что прогулка на велосипеде – не просто отдых, а сознательный отдых. Велосипед является транспортным средством и одно это уже говорит о том, что управлять велосипедом нужно осознанно. Какой вариант вам больше нравится: объехать стоящий автомобиль без последствий или, вдруг, увидеть прямо перед собой открывающуюся дверь автомобиля или перебегающего дорогу пешехода?

К причинам, приводящим к возникновению неприятных последствий для велосипедиста и окружающих, относятся следующие:

  • Недостаточное визуальное наблюдение окружающей обстановки при движении на велосипеде
  • Отсутствие анализа окружающей обстановки и оценки различных вариантов её развития
  • Незнание правил дорожного движения
  • Использование отвлекающих внимание источников информации
  • Использование очков, уменьшающих видимость и обзор
  • Незнание техники езды на велосипеде

При езде на велосипеде нет необходимости рассматривать каждый сантиметр пространства впереди, но хорошо видеть окружающую обстановку необходимо. Как-то ради эксперимента я решил покататься в лесу без очков и в процессе катания испытал ряд острых моментов из-за того, что не достаточно хорошо видел на дороге различные препятствия. Как вы знаете, максимальной остротой зрения обладает только центральное зрение в пределах некоторого телесного угла. Для получения полной информации о том, что происходит слева и справа можно либо ”коситься” глазами, либо поворачивать голову. Последнее предпочтительнее. Некоторые велосипедисты смотрят только вперёд и забывают смотреть по сторонам, в результате чего может случиться встреча с автомобилем, выезжающем из двора на дорогу. С подобной ситуацией я недавно столкнулся при движении по тротуару вдоль Варшавского шоссе, когда только благодаря реакции смог избежать столкновения с маршруткой. Недалеко от метро Варшавская есть торговый комплекс ”Аэробус”. В том месте тротуар проходит через пару нешироких дорог, ведущих в центр. Когда машины выезжают из центра на варшавское шоссе их хорошо видно и раз 20 я проезжал без проблем, но оказывается, в торговый центр можно попасть не только путём поворота с Варшавского шоссе, но путём пересечения Варшавского шоссе, о чём я даже не догадывался. При движении в центр ТК располагается справа, а шоссе – слева. Однажды я разогнался и намеревался проскочить дорогу к ТК под 25 км/ч. Впереди никого, справа тоже никого, а слева идёт многополосное шоссе. Тротуар в том месте имеет некоторые повреждение и основное внимание я уделил просмотру пространства по ходу движения. При подъезде к дороге я проверил, не поворачивает ли кто-то направо и, убедившись в запрещающем сигнале светофора для автомобилей, смело покатил вперёд. Вдруг, краем глаза замечаю какое-то белое пятно слева. Это была маршрутка, которая на всех парах пересекала шоссе и мчалась к центру, чего я никак не ожидал. Водитель, видимо, опасался не успеть проехать на разрешающий сигнал и поэтому хорошо прибавил. Дал по двум тормозам за 2 метра до неё. После этого я взял за правило просматривать не только диагонали, но и всю полусферу впереди при подъезде к месту любого возможного пересечения дорог, начиная от тропинок в лесу и заканчивая многополосными дорогами даже при движении по тротуару.

Велосипедисту важно не только хорошо видеть обстановку, но и постоянно оценивать возможные варианты её развития. То, что велосипедист хорошо видит автобус на остановке, не гарантирует его безопасный объезд слева, потому что может найтись пешеход, который куда-то торопится и хочет обойти автобус спереди.

Незнание ПДД доставляет много хлопот в том случае, если велосипедист предпочитает ездить по дорогам.

Прослушивание музыки в наушниках при езде на велосипеде является отвлекающим моментом, который также может привести к нежелательным последствиям из-за снижения скорости реакции.

Ездить по пыльным дорогам без очков удовольствие не из приятных, но наш тренер заставлял велосипедистов снимать очки, так как многие из них сильно уменьшали угол обзора, плюс зафильтрованные стёкла хорошо уменьшают видимость. Стильным быть хорошо, но ещё лучше быть живым и здоровым.

Техника езды на современном велосипеде имеет определённую специфику, с которой желательно не просто познакомиться, но и хорошо освоить перед выездом на “большую дорогу”. В качестве полигона для тренировок я использую лес, в котором можно отрабатывать навыки езды по пересечённой местности, что очень пригодиться при езде по отечественным дорогам.

Теория без практики как река без воды, поэтому остановимся лишь на некоторых ошибках при езде на велосипеде. Остальное – практика, практика и ещё раз практика.

  • Использование для резкого торможения только одного ручного тормоза. Если на велосипеде установлены два ручных тормоза, то для эффективного торможения необходимо использовать их оба. На практике часто бывает так, что один из тормозов находится в нерабочем состоянии, скрипит, свистит, колодка трёт обод, блокирует колесо и т.п. Велосипедист полагает, что вполне достаточно и одного тормоза, но последствия доказывают обратное.
  • Блокировка тормозом колеса. При блокировке переднего колеса резко увеличивается вероятность падения вбок, а при высоком и смещённом к рулю центре тяжести (когда велосипедист, например, стоит на педалях) падения вперёд через руль. При блокировке заднего колеса происходит занос велосипеда особенно в том случае, когда центр тяжести смещён вбок (при повороте или наклоне). По этой причине торможение в повороте на скорости крайне опасно. Тормозить следует до поворота.
  • Преодоление препятствий в седле. Часто можно видеть, как начинающие велосипедисты въезжают на бордюр сидя. Последствия от такой езды для велосипедиста - это отбитые части тела и внутренние органы, а для велосипеда - восьмёрка заднего колеса, поломка задней втулки, изгиб или поломка рамы, спиц и др. Если вы не обладаете техникой перепрыгивания и запрыгивания на препятствия (не каждый велосипед позволит это сделать), то подъезжая к препятствию сбросить скорость, рывком руля на себя поднять переднее колесо и заехать им на препятствие, уменьшить нагрузку на заднее колесо, слегка подпрыгнув на педалях, и аккуратно заехать на препятствие задним колесом.
  • Плотная посадка в седле. В управление велосипедом участвуют не только руль, но и тело велосипедиста. Это важно на крутых спусках и подъемах. Изменение положения тела относительно велосипеда изменяет центр тяжести, что позволяет избежать на велосипеде кувырка вперёд при крутом спуске или опрокидывании назад при крутом подъеме. В первом случае нужно опускать и смещать тело дальше от руля, во-втором - опускать и смещать тело ближе к рулю.
  • Велосипедист смотрит только вперёд. Это крайне опасная привычка, которая может привести к боковым столкновениям, например, с выезжающим на главную дорогу автомобилем. При любых пересечениях тропинок, дорог и тротуаров велосипедист обязан предварительно смотреть налево и направо, а при разворотах и обгонах ещё и назад. Периферийное зрение не обладает необходимой остротой, поэтому без поворота головы никак не обойтись. Можно коситься глазами, смотреть в зеркала, но это позволяет лишь приблизительно оценить обстановку.
  • Выезд из глубокой колеи по касательной. Это гарантированное падение, не только при использовании резины без протектора, но и с достаточно приличным протектором на широкой резине. Для безопасного выезда из колеи необходимо сбросить скорость и рывком руля на себя поднять переднее колесо из колеи.
  • Въезд на препятствие с вертикальной гранью по касательной. Препятствие с вертикальной гранью – бордюр, кирпич и т.п. На такие препятствия безопаснее всего въезжать перпендикулярно относительно грани. При въезде на такое препятствие под острым углом часто получается следующее: центр тяжести велосипедиста смещается вбок в соответствии с предполагаемым новым направлением движения, а препятствие блокирует изменение направления переднего или заднего колеса, в результате чего происходит моментальное падение.
  • Езда в одинаковых режимах по разным покрытиям. На универсальных велосипедах можно ездить по разным покрытиям, начиная от асфальта и заканчивая щебнем. Разные покрытия обладают разной степенью вязкости и сопротивлением движению по нему. Типичный пример – езда по асфальту и песку.
Copyright © starport 2011 - 2024