Главная страница Обучение Маршруты Статьи Контакты
Крути педали

Быть или не быть велодорожкам в Москве?

Оглавление

15.10.11

Поначалу планы столичных властей о создании совмещённых и обособленных велодорожек в Москве я принял с восторгом. Наконец-то помимо футбола, хоккея, большого тенниса, фитнеса и каратэ киокушинкай у нас ещё что-то появится. Но поразмыслив над проблемой, я понял, что всё не так просто, как видится на первый взгляд. Изрядная доля спептицизма вызвана тем, что в последнее время слишком много отечественных проектов вылилось в пустые затеи. Человек - это слишком большая ценность, а Москва - это слишком большой город для бездумных экспериментов. Невозможно среди болота построить дворец, как невозможно создать проект при отсутствиии воли и персональной ответственности. Будет ответственность - будут велодорожки. Не будет ответственности - не будет и велодорожек.

  1. Главный момент, который вызывает больше всего вопросов, - это вопрос безопасности велосипедистов. Велодорожки могут быть совмещенными и обособленными. Велодорожка может совмещаться как с тротуаром, так и с дорогой. Совмещенная с дорогой велодорожка имеет самую слабую степень безопасности, так как она находится на дороге и отделена от автомобильного потока лишь полосой краски. Вы удивитесь, но главная опасность при движении велосипедиста по такой велодорожке заключается в ней самой.

Совмещенная с дорогой велодорожка - это участок дороги, который предназначен исключительно для движения по ней велосипедистов. Это хорошо знает велосипедист, поэтому он спокойно и смело по ней едет. А вот некоторые автолюбители либо не знают, что такое велодорожка, либо им до лампочки всё, что нарисовано на асфальте и что находится на нём, включая светофоры, знаки и прочее. Они могут припарковаться на автобусной остановке, занять места парковки для инвалидов, ехать по тротуару, въезжать под запрещающие знаки и т.п. Велосипедист спокойно и расслабленно движется по велодорожке, зная, что это его полоса и двигаясь по ней он защищен правилами дорожного движения, а автомобилист пересекает велодорожку, подрезает, останавливается, съезжает на неё с тротуара и др. Велосипедист не готов к такому беспределу и возникает опасная для его здоровья и жизни ситуация. А может получиться и так. Какой-то баран оставил на велодорожке автомобиль. Велосипедист - это не БТР мэра Вильнюса, поэтому он объезжает его слева, выезжая на вторую полосу движения автомобилей. У наших автомобилистов мышление нестандартное и многие из них думают так: если есть велодорожка, то велосипедист должен ехать исключительно по ней. В результате автомобилист на скорости 40 км/ч врезается в заднее колесо совершающего объезд велосипедиста, в результате чего последний летит через руль черепом в асфальт. Не следует забывать о расположенных о краям дороги решетках слива, люках, мусора и других предметов, создающих опасность при движении по ним. Причиной падения на шоссейном велосипеде может стать небольшой камушек, лежащий на повороте. А теперь представьте, что на совмещенной с дорогой велодорожке организовано движение в обе стороны. Что получилось? Правильно, велодорожка смертника. Если автомобиль движется под 60 км/ч, а велосипедист - под 20 км/ч, то скорость при столкновении составит 80 км/ч и кости велосипедиста вперемешку с частями велосипеда придётся собирать в радиусе пятидесяти метров.

Поскольку асфальт на дороге во многих местах лучше чем на тротуаре, то не исключаю возможности того, что некоторые экстремалы-роллеры захотят тоже покататься по совмещенной с дорогой велодорожке. И тут возможны разные ситуации с финишем в реанимации.

Велодорожка совмещенная с тротуаром более безопасна для велосипедиста, так как она защищена бордюром и мало кто из автолюбителей на трезвую голову станет на скорости въезжать на него. Запчасти для автомобиля нынче не дёшевы. Но опасная ситуация может возникнуть между велосипедистами и другими участниками движения - роллерами, самокатчиками, скейтерами, пешеходами, собаками. Жизнь в Москве настолько нервная, что многие велосипедисты и пешеходы ведут себя так, как "ведриллы" на шоссе, несущиеся по встречной полосе под 100-180 км/ч. Пешеходы куда-то спешат, торопятся и пытаются проскочить на жёлтый и красный свет. А молодой экстремал на байке не станет ждать, пока другие уступят ему дорогу и ненароком заденет "кегли". Да и мамы с колясками обязательно захотят погулять по велодорожке (менталитет такой), а собачники будут воспринимать широкий тротуар как парк, где их четвероногий друг может бегать на длинном поводке. Теперь представим, что велосипедист или роллер на скорости 20 км/ч въезжает в коляску или в поводок ("радость" от последнего я испытал пару раз на себе). В первом случае ребёнок может навсегда остаться инвалидом, а во втором случае хозяин собаки может хорошо повредить руку. Велосипед является достаточно опасным транспортным средством и за глупость идущих по земле будут отвечать едущие на колёсах. Так как ширина тротуара и совмещенной велодорожки не бесконечны, то неспокойные пешеходы будут однозначно совершать обгон по велодорожке, а велосипедисты-экстремалы - по тротуару. Что касается роллеров, то это самый опасный объект на колёсах по сравнению с велосипедом, скейтбордом и самокатом. Эта опасность заключается в том, что на них можно без особого труда разогнаться под 20 км/ч и выше, само движение происходит зигзагом (коньковым ходом, при котором роллер будет занимать значительную полосу велодорожки), тормозной путь имеет большую длину, а на роликах можно ехать только по асфальту. Если велосипедист без проблем может избежать столкновения, объехав "кегли" и другие препятствия на пути по дороге, траве, земле, лужам, ямам, камням и др., то роллер по определению не может выполнить подобные манёвры, крайне опасные для его здоровья. Что делать, запретить роллерам кататься по велодорожкам? Ну-ну. Просторная и асфальтированная велодорожка - это манна небесная для роллеров и всех остальных катальцев. По ней будут кататься и начинающие экстремалы, и опытные гонцы, на самокатах, скейбордах и т.п. Делайте выводы.

Обособленная велодорожка, перекрытая бетонными блоками от автомобилистов, является наиболее безопасной с точки зрения столкновения с движущимся автомобилем. Но это не значит, что она по определению является безопасной. Практика показывает, что пешеходы, собачники, скейтеры, роллеры, самокатчики и др. поначалу тоже не будут против опробовать велодорожку (а где им ещё кататься), как показывает опыт катания по велодорожке на Воробьёвской набережной. Со временем велосипедисты и роллеры сами отучат остальных от этой затеи, но проблема заключается в том, что 90-95% самих велосипедистов и роллеров не имеют ни малейшего представления о том, как безопаснее всего кататься и какие условные сигналы, поясняющие их манёвры, нужно подавать. Здесь будет происходить процесс самообучения. Рискуешь-то собственными костями.

  1. К вопросу безопасности имеет прямое отношение качество покрытия велодорожек. Если велодорожки будут такого же качества, как и дорога в Сколково одно время, то придётся срочно строить не только детские сады, но и больницы. Если строительство последних не входит в планы, то будьте любезны построить нам велодорожки соответствующие требованиям безопасности велодвижения по ним не на словах и на бумаге, а в условиях ежедневной практической эксплуатации.
  2. Ещё один немаловажный вопрос - это экология. Я полагаю, что немногие велосипедисты сочтут за счастье кататься по велодорожкам в газовой камере, созданной автомобилями в километровых пробках. Одно дело, когда выхлопными газами дышит человек в спокойном состоянии и совсем другие последствия ожидают велосипедистов, которые едут с пульсом 140-160. Вместо того, чтобы укреплять здоровье, велосипедисты будут его портить, вдыхая "отходы прогресса".
  3. Правила движения по велодорожкам - это ещё один момент, касающийся безопасности. Кто будет отвечать за разметку и знаки? Где и кто будет обучать велосипедистов правилам езды по ним? Или в задачи властей это не входит и всё ограничится рисованием велодорожек, а там разбирайтесь, как хотите? Так мы уже 20 лет живём в условиях, где практически никто ни за что не отвечает, а многие вопросы решаются при помощи конверта - чей пухлее, тот и прав. Так будет и здесь?
  4. Освещение - это тоже вопрос безопасности. Я не любитель кататься по ночной Москве, но иногда приходится возвращаться в тёмное время суток. Чтобы лучше прочувствовать весь экстрим от поездки в тёмное время по Москве достаточно будет вспомнить качество освещения многих тротуаров и качество асфальта. А для пущего эффекта вспомним, как в Москве ведутся различные строительно-ремонтные работы. А ведутся они так: разворотили асфальт и набросали строй материалы без всякого ограждения и предупредительных обозначений и знаков. И что, велосипедист должен с собой возить автомобильный аккумулятор на багажнике, чтобы за сто метров видеть все эти безобразия?
  5. Сохранность велосипеда - ещё один вопрос. Для велосипедистов собираются строить велопарковки, а где гарантии, что велосипед или колёса "не сопрут" в первый же день парковки на них? В одном торговом центре обчистили банкомат на 200 тыс. руб. в пяти!!! метрах от поста охраны, несмотря на наличие 50 видеокамер в самом центре и нескольких камер на улице. Я лично предпочитаю кататься на дорогом велосипеде и не хочу приехать на парковку, а уйти пешком, так как газоны на лужайке не стригу, чтобы каждую неделю покупать новый велосипед и комплектующие к нему.

Выше обозначена лишь часть вопросов, но я считаю, что в имеющихся условиях с большим или меньшим успехом возможна реализация только обособленных велодорожек.

Copyright © starport 2011