15.10.11
Поначалу планы столичных властей о создании совмещённых и обособленных велодорожек в Москве я принял с восторгом. Наконец-то помимо футбола, хоккея, большого тенниса, фитнеса и каратэ киокушинкай у нас ещё что-то появится. Но поразмыслив над проблемой, я понял, что всё не так просто, как видится на первый взгляд. Изрядная доля спептицизма вызвана тем, что в последнее время слишком много отечественных проектов вылилось в пустые затеи. Человек - это слишком большая ценность, а Москва - это слишком большой город для бездумных экспериментов. Невозможно среди болота построить дворец, как невозможно создать проект при отсутствиии воли и персональной ответственности. Будет ответственность - будут велодорожки. Не будет ответственности - не будет и велодорожек.
Совмещенная с дорогой велодорожка - это участок дороги, который предназначен исключительно для движения по ней велосипедистов. Это хорошо знает велосипедист, поэтому он спокойно и смело по ней едет. А вот некоторые автолюбители либо не знают, что такое велодорожка, либо им до лампочки всё, что нарисовано на асфальте и что находится на нём, включая светофоры, знаки и прочее. Они могут припарковаться на автобусной остановке, занять места парковки для инвалидов, ехать по тротуару, въезжать под запрещающие знаки и т.п. Велосипедист спокойно и расслабленно движется по велодорожке, зная, что это его полоса и двигаясь по ней он защищен правилами дорожного движения, а автомобилист пересекает велодорожку, подрезает, останавливается, съезжает на неё с тротуара и др. Велосипедист не готов к такому беспределу и возникает опасная для его здоровья и жизни ситуация. А может получиться и так. Какой-то баран оставил на велодорожке автомобиль. Велосипедист - это не БТР мэра Вильнюса, поэтому он объезжает его слева, выезжая на вторую полосу движения автомобилей. У наших автомобилистов мышление нестандартное и многие из них думают так: если есть велодорожка, то велосипедист должен ехать исключительно по ней. В результате автомобилист на скорости 40 км/ч врезается в заднее колесо совершающего объезд велосипедиста, в результате чего последний летит через руль черепом в асфальт. Не следует забывать о расположенных о краям дороги решетках слива, люках, мусора и других предметов, создающих опасность при движении по ним. Причиной падения на шоссейном велосипеде может стать небольшой камушек, лежащий на повороте. А теперь представьте, что на совмещенной с дорогой велодорожке организовано движение в обе стороны. Что получилось? Правильно, велодорожка смертника. Если автомобиль движется под 60 км/ч, а велосипедист - под 20 км/ч, то скорость при столкновении составит 80 км/ч и кости велосипедиста вперемешку с частями велосипеда придётся собирать в радиусе пятидесяти метров.
Поскольку асфальт на дороге во многих местах лучше чем на тротуаре, то не исключаю возможности того, что некоторые экстремалы-роллеры захотят тоже покататься по совмещенной с дорогой велодорожке. И тут возможны разные ситуации с финишем в реанимации.
Велодорожка совмещенная с тротуаром более безопасна для велосипедиста, так как она защищена бордюром и мало кто из автолюбителей на трезвую голову станет на скорости въезжать на него. Запчасти для автомобиля нынче не дёшевы. Но опасная ситуация может возникнуть между велосипедистами и другими участниками движения - роллерами, самокатчиками, скейтерами, пешеходами, собаками. Жизнь в Москве настолько нервная, что многие велосипедисты и пешеходы ведут себя так, как "ведриллы" на шоссе, несущиеся по встречной полосе под 100-180 км/ч. Пешеходы куда-то спешат, торопятся и пытаются проскочить на жёлтый и красный свет. А молодой экстремал на байке не станет ждать, пока другие уступят ему дорогу и ненароком заденет "кегли". Да и мамы с колясками обязательно захотят погулять по велодорожке (менталитет такой), а собачники будут воспринимать широкий тротуар как парк, где их четвероногий друг может бегать на длинном поводке. Теперь представим, что велосипедист или роллер на скорости 20 км/ч въезжает в коляску или в поводок ("радость" от последнего я испытал пару раз на себе). В первом случае ребёнок может навсегда остаться инвалидом, а во втором случае хозяин собаки может хорошо повредить руку. Велосипед является достаточно опасным транспортным средством и за глупость идущих по земле будут отвечать едущие на колёсах. Так как ширина тротуара и совмещенной велодорожки не бесконечны, то неспокойные пешеходы будут однозначно совершать обгон по велодорожке, а велосипедисты-экстремалы - по тротуару. Что касается роллеров, то это самый опасный объект на колёсах по сравнению с велосипедом, скейтбордом и самокатом. Эта опасность заключается в том, что на них можно без особого труда разогнаться под 20 км/ч и выше, само движение происходит зигзагом (коньковым ходом, при котором роллер будет занимать значительную полосу велодорожки), тормозной путь имеет большую длину, а на роликах можно ехать только по асфальту. Если велосипедист без проблем может избежать столкновения, объехав "кегли" и другие препятствия на пути по дороге, траве, земле, лужам, ямам, камням и др., то роллер по определению не может выполнить подобные манёвры, крайне опасные для его здоровья. Что делать, запретить роллерам кататься по велодорожкам? Ну-ну. Просторная и асфальтированная велодорожка - это манна небесная для роллеров и всех остальных катальцев. По ней будут кататься и начинающие экстремалы, и опытные гонцы, на самокатах, скейбордах и т.п. Делайте выводы.
Обособленная велодорожка, перекрытая бетонными блоками от автомобилистов, является наиболее безопасной с точки зрения столкновения с движущимся автомобилем. Но это не значит, что она по определению является безопасной. Практика показывает, что пешеходы, собачники, скейтеры, роллеры, самокатчики и др. поначалу тоже не будут против опробовать велодорожку (а где им ещё кататься), как показывает опыт катания по велодорожке на Воробьёвской набережной. Со временем велосипедисты и роллеры сами отучат остальных от этой затеи, но проблема заключается в том, что 90-95% самих велосипедистов и роллеров не имеют ни малейшего представления о том, как безопаснее всего кататься и какие условные сигналы, поясняющие их манёвры, нужно подавать. Здесь будет происходить процесс самообучения. Рискуешь-то собственными костями.
Выше обозначена лишь часть вопросов, но я считаю, что в имеющихся условиях с большим или меньшим успехом возможна реализация только обособленных велодорожек.